Техническое обслуживание и ремонт (ТОиР) — методология поддержания и восстановления работоспособности оборудования при его использовании, транспортировке и хранении. Если не применять ТОиР, то увеличивается частота и длительность простоев, срок службы оборудования сокращается, в результате снижается прибыльность компании.
К ТОиР относятся все связанные с процессами технического обслуживания механические и программные инструменты, техническую документацию и связанную с закупкой запчастей логистику.
В прошлом, техническое обслуживание и ремонт (ТОиР) рассматривались многими как «необходимое зло», действия, которые стоят денег, но не дают ничего взамен. Двадцать или даже более лет назад на предприятиях полного цикла ремонтники входили в число сотрудников с самой низкой заработной платой, даже несмотря на то, что их работа требовала наибольших технических навыков, знаний и специальной подготовки.
К счастью, мнение об этом изменилось.
На современных предприятиях ТОиР признается ключевым элементом производственного процесса, целями которого являются:
1) Минимизировать затраты
2) Увеличить время безотказной работы оборудования
3) Увеличить производительность
4) Работать с потерями. Потери часто являются следствием неудовлетворительного планирования, отказа от рассмотрения новых концепций ведения работ и/ или неспособности уделять внимание деталям
5) Развить диагностическое и профилактическое техническое обслуживание
6) Внедрить принципы успешных заводов
7) Создать программы обучения для ремонтного персонала
8) Консультировать специалистов 24/7
Системный подход к техническому обслуживанию и ремонту начал формироваться параллельно с развитием промышленности.
Изначально ремонты осуществлялись по мере необходимости и поломки оборудования, но чем масштабнее использовалось однотипное оборудование, тем больше можно было собрать данных об отказах. Это позволило привести к системе обслуживание — появились рекомендации по периодичности ремонтных работ.