Экономическое состояние хозяйств АПК России в ближайшее время не позволит обновить машинно-тракторное производство (МТП) в требуемом объеме. Поэтому наиболее эффективны в данной ситуации модернизация и восстановление существующей техники как на предприятиях-изготовителях, так и на ремонтных АОО.
В условиях острого дефицита сельскохозяйственной техники, ее интенсивного старения, снижения надежности существенное значение приобретает максимальное использование имеющихся резервов, сохранения МТП в АПК России. Ни одна списанная машина или трактор не должны быть списаны в металлолом, их нужно качественно ремонтировать и вторично вводить в действие.
Экономически целесообразно применять в качестве запчастей восстановленные детали со списанной техники, годные для вторичного использования без ремонта [1].
В настоящее время технология электрофизического нанесения покрытий широко используется как при изготовлении, так и при ремонте деталей машин и механизмов, изношенных при эксплуатации. Особенно перспективно нанесение покрытий при восстановлении изношенных деталей, так как их повторное (или многократное) использование позволяет сократить затраты на новые запасные части и, кроме того, уменьшить эксплуатационные расходы в хозяйствах благодаря увеличению срока службы восстановленных деталей. Это очень важно, поскольку стоимость запасных частей в себестоимости капитального ремонта машин достигает (50…70) %.
Метод электроискрового легирования (ЭИЛ) и его разновидность локальное электроискровое нанесение покрытий (ЛЭНП) — одна из электрофизических ресурсосберегающих технологий, позволяющая в ремонтном производстве восстанавливать размер высокоточных изношенных деталей, придав им одновременно высокую износостойкость. При ЭИЛ разогрев деталей несущественен, что исключает их коробление и в большинстве случаев не требует финишной механической обработки. Процесс ЭИЛ [2–4, 30–33], т. е. перенос электродного материала с анода на катод осуществляется по ряду механизмов: контактомостиковый перенос, реализующийся в момент касания электродов, перенос жидкой, паровой и твердой составляющих эрозии через газовый промежуток [32, 33].