Проблема распространения наркотиков фокусирует внимание ученых самых различных специальностей. Основная масса девиантных проявлений (особенно курение, употребление алкоголя, пробы наркотиков) приходится на подростковый возраст и является наиболее распространенной формой разрешения подросткового кризиса [1]. Труднопреодолимое тяготение подростков к миру взрослых, стремление занять достойное место в группе сверстников наряду с их неумением справляться с разочарованиями и негативными эмоциональными состояниями, делает их уязвимыми, склонными находить иллюзорное спасение и утешение, получить удовольствие искусственным способом, через употребление наркотических, токсикоманических веществ [5, 7]. Многочисленные данные свидетельствуют о неуклонном «омоложении» наркомании [2, 6]. Удаленность и обособленность северных регионов, высокий уровень доходов в нефтяной и газовой отрасли, вахтовые формы работы большинства родителей вынуждают именно школу искать действенные формы профилактики и формирования здорового образа жизни. В условиях Крайнего Севера социальные факторы усугубляются и климатогеографическими, экологическими рисками, объективно ухудшая здоровье обучающихся [4]. Сложность выбора того или иного подхода к преодолению наркомании в школьной среде помимо социальных факторов определяется спецификой влияния внешних и внутренних особенностей, характеризующих эту группу, на процесс распространения наркотиков [8]. Согласно современным представлениям, эффективно формировать здоровый образ жизни детей и подростков возможно, располагая информацией о реальном образе жизни подрастающего поколения, для чего необходимо постоянно мониторировать распространенность факторов риска, опасных для их здоровья [3, 9].
Цель исследования: на основе изучения насыщенности психоактивными веществами (ПАВ) образовательной среды в школах Республики Коми обосновать эффективные меры здоровьесбережения и профилактики распространения опасных для здоровья учащихся привычек.
В мониторинговых исследованиях по изучению насыщенности образовательной среды школ ПАВ приняли участие 759 респондентов из Ухты, Воркуты, Инты, Печоры, Усинска, Сыктывдинского, Прилузского, Койгородского районов. Из них: 502 учащихся 15–19 лет (мальчики — 41 %, девочки — 59 %) и 257 педагогов (в возрасте до 25 лет — 4 %, от 26 до 40 лет — 32 %, от 41 до 49 лет — 33 %, более 50 лет — 24 %). 90 % опрошенных — учителя-предметники, классные руководители, остальные респонденты — социальные педагоги, психологи, заместители директора, воспитатели. Для работы использовали специально разработанный комплекс анкет и компьютерную программу для их обработки и сопоставления коррелирующих показателей по разным группам респондентов. Исследование осуществляли группы независимых специалистов, не имевшие прямого отношения к образовательному процессу в обследуемых коллективах.