По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 616–092.12:613.6.01/613.83

Повышение эффективности профилактики употребления психоактивных веществ в школах Крайнего Севера

С. А. Уланова ГУ РК «Республиканский Центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи» Министерства образования, науки и молодежной политики Республики Коми, Сыктывкар, Институт педагогики и психологии ФГ ВО СГУ им. Питирима Сорокина, Сыктывкар, д-р биол. наук, директор ГУ РК «Республиканский центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи» Министерства образования, науки и молодежной политики Республики Коми, доцент Института педагогики и психологии ФГ ВО СГУ им. Питирима Сорокина Республики Коми, Сыктывкар, e-mail: ulanova.sv@gmail.com
М. И. Степанова ФГАУ «Национальный медицинский исследовательский центр здоровья детей» Минздрава России, Москва, д-р мед. наук, профессор, заведующая лабораторией комплексных проблем гигиены детей и подростков ФГАУ «Национальный медицинский исследовательский центр здоровья детей» Минздрава России, Москва, e-mail: mi_stepanova@mail.ru
Ю. В. Живилова ГУ РК «Республиканский Центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи» Министерства образования, науки и молодежной политики Республики Коми, Сыктывкар, педагог-психолог высшей категории, начальник отдела профилактической деятельности ГУ РК «Республиканский центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи» Министерства образования, науки и молодежной политики Республики Коми, Республика Коми, Сыктывкар, e-mail: otdelpps@mail.ru
О. В. Борисова ГУ РК «Республиканский Центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи» Министерства образования, науки и молодежной политики Республики Коми, Сыктывкар, педагог-психолог ГУ РК «Республиканский центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи» Министерства образования, науки и молодежной политики Республики Коми, Республика Коми, Сыктывкар, e-mail: azikzik@rambler.ru
Ж. В. Шарафуллина ГУ РК «Республиканский Центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи» Министерства образования, науки и молодежной политики Республики Коми, Сыктывкар, Институт педагогики и психологии ФГ ВО СГУ им. Питирима Сорокина, Сыктывкар, канд. пед. наук, руководитель отдела ГУ РК «Республиканский центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи» Министерства образования, науки и молодежной политики Республики Коми, доцент Института педагогики и психологии ФГ ВО СГУ им. Питирима Сорокина, Республика Коми, Сыктывкар, e-mail: janna.sharafullina@yandex.ru

Проблема употребления наркотиков и других психоактивных веществ детьми и подростками в Республике Коми чрезвычайно остра и продолжает актуализироваться. В целях повышения эффективности здоровьесберегающей деятельности, успешности профилактической работы, адекватной современным социальным угрозам, в школах Республики Коми были инициированы независимые исследования, направленные на выявление факторов риска, условий и причин употребления подростками психоактивных веществ, информированности педагогов о распространенности их употребления школьниками.

Литература:

1. Градусова  Г.  Коридор безопасности: профилактика девиантного поведения среди юношества // Школьный психолог. — 2012. — № 9. — С. 31–35.

2. Казин Э. М., Карнаева И. В., Шерер Т. И. Социально-педагогические подходы к профилактике подростковой наркомании // Здоровьесберегающее образование. — 2010. — № 5. — С. 109–114.

3. Кучма В. Р., Соколова С. Б. Поведенческие факторы риска для школьников ХХI века: монография. — М.: ФГАУ «НМИЦ здоровья детей» Минздрава России, 2017. — 170 с.

4. Кучма  В. Р., Уланова  С. А.  Школа как  территориальный центр здоровьесбережения в  условиях Крайнего Севера // Гигиена и санитария. — 2015. — № 7. — С. 58–63.

5. Козина Е., Кухарева У. Чтобы избежать трагедии: профилактика аддиктивного и суицидального поведения детей и подростков // Школьный психолог. — 2012. — № 9. — С. 29–30.

6. Косарецкий С. Г., Родионов В. А., Сенников С. А., Ступицкая М. А, Чечельницкая С. М. Менеджмент в профилактике злоупотребления психоактивными веществами.  — М.: Научно-методический центр «Диагностика. Адаптация. Развитие», 2003. — 144 с.

7. Макеева А. Г. Гендерные особенности подросткового наркотизма // Биология в школе. — 2010. — № 4. — С. 9–15.

8. Разживин О. А., Волкова К. Ф. Педагогический потенциал школы в профилактике наркомании среди учащихся // Вестник Саратовского областного института развития образования. — 2016. — № 1 (5). — С. 26–34.

9. Школы здоровья в  России: принципы и  организация работы. Мониторинг развития и  эффективность. По/ под ред. В. Р. Кучмы. — М.: Просвещение, 2012. — 253 с.

Проблема распространения наркотиков фокусирует внимание ученых самых различных специальностей. Основная масса девиантных проявлений (особенно курение, употребление алкоголя, пробы наркотиков) приходится на подростковый возраст и является наиболее распространенной формой разрешения подросткового кризиса [1]. Труднопреодолимое тяготение подростков к миру взрослых, стремление занять достойное место в группе сверстников наряду с их неумением справляться с разочарованиями и негативными эмоциональными состояниями, делает их уязвимыми, склонными находить иллюзорное спасение и утешение, получить удовольствие искусственным способом, через употребление наркотических, токсикоманических веществ [5, 7]. Многочисленные данные свидетельствуют о неуклонном «омоложении» наркомании [2, 6]. Удаленность и обособленность северных регионов, высокий уровень доходов в нефтяной и газовой отрасли, вахтовые формы работы большинства родителей вынуждают именно школу искать действенные формы профилактики и формирования здорового образа жизни. В условиях Крайнего Севера социальные факторы усугубляются и климатогеографическими, экологическими рисками, объективно ухудшая здоровье обучающихся [4]. Сложность выбора того или иного подхода к преодолению наркомании в школьной среде помимо социальных факторов определяется спецификой влияния внешних и внутренних особенностей, характеризующих эту группу, на процесс распространения наркотиков [8]. Согласно современным представлениям, эффективно формировать здоровый образ жизни детей и подростков возможно, располагая информацией о реальном образе жизни подрастающего поколения, для чего необходимо постоянно мониторировать распространенность факторов риска, опасных для их здоровья [3, 9].

Цель исследования: на основе изучения насыщенности психоактивными веществами (ПАВ) образовательной среды в школах Республики Коми обосновать эффективные меры здоровьесбережения и профилактики распространения опасных для здоровья учащихся привычек.

В мониторинговых исследованиях по изучению насыщенности образовательной среды школ ПАВ приняли участие 759 респондентов из Ухты, Воркуты, Инты, Печоры, Усинска, Сыктывдинского, Прилузского, Койгородского районов. Из них: 502 учащихся 15–19 лет (мальчики — 41 %, девочки — 59 %) и 257 педагогов (в возрасте до 25 лет — 4 %, от 26 до 40 лет — 32 %, от 41 до 49 лет — 33 %, более 50 лет — 24 %). 90 % опрошенных — учителя-предметники, классные руководители, остальные респонденты — социальные педагоги, психологи, заместители директора, воспитатели. Для работы использовали специально разработанный комплекс анкет и компьютерную программу для их обработки и сопоставления коррелирующих показателей по разным группам респондентов. Исследование осуществляли группы независимых специалистов, не имевшие прямого отношения к образовательному процессу в обследуемых коллективах.

Для Цитирования:
С. А. Уланова, М. И. Степанова, Ю. В. Живилова, О. В. Борисова, Ж. В. Шарафуллина, Повышение эффективности профилактики употребления психоактивных веществ в школах Крайнего Севера. Санитарный врач. 2018;3.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: