Музей любого образовательного учреждения представляет собой особую культурно-образовательную среду, в основе которой лежат экспонаты, наделенные не только культурной, но и просветительской ценностью. Музей в общем понимании этого слова представляет собой собрание редкостей или необычных предметов, связанных с определенной отраслью искусства или науки, так термин «музей» описывал Владимир Иванович Даль.
Музеи преимущественно занимаются экспонированием, хранением, изучением памятников истории, духовной и материальной культуры, но нельзя забывать об их популяризаторской и просветительской деятельности. Медицинские музеи в более выраженной степени по сравнению с остальными занимаются именно этим направлением. Они играют важнейшую роль в вопросах сохранения историко-медицинского наследия, но вместе с тем ведут активную образовательную и научно-исследовательскую деятельность.
Воспитание является одной из принципиальных задач образовательного процесса наряду с обучением. И если обучение реализуется непосредственно через образовательные программы, то именно музей становится важным инструментом в процессе воспитания будущих медицинских работников, прививания им корректных этических норм. Среди всего арсенала образовательных методов медицинского вуза именно музей справляется с этой задачей лучше всего. Культурно-образовательная среда становится неким ресурсом, содействующим формированию у студентов необходимых компетенций и сохраняющим связь между прошлым и настоящим.
Вопрос о взаимосвязи между музейными экспозициями и отдельными академическими дисциплинами медицинских вузов активно обсуждается в современном профессиональном сообществе. Поиск места и роли музея в современном образовательном пространстве медицинского вуза является одной из приоритетных задач в отрасли.
В отличие от многих других образовательных институтов, в медицинском образовании роль музея занимает принципиально важное место, работа со студентами в анатомическом музее является традиционным форматом для медицинского вуза. Именно здесь представлены экспонаты, позволяющие продемонстрировать будущему врачу, как именно построено тело человека, какие могут быть отличия, наглядно показать особенности строения органов и систем при патологии и в нормальном состоянии. Все эти экспонаты медицинского музея собирались в разные периоды развития медицины с помощью разных видов исследования, что также представляет ценность для студентов. Работа в таких музеях позволяет интегрировать в учебно-воспитательный процесс поисковую и научно-исследовательскую работу, что придает музею крайне значимый статус.