По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

Повышение эффективности медицинского образования: вузы и музейная среда

Татьяна Тимирязева г. Ростов-на-Дону

Музей занимает особое место в современной образовательной системе медицинского вуза, и ярким тому примером является деятельность музея Ростовского государственного медицинского университета. История этого взаимодействия начинается с создания «Комнаты трудовой и боевой славы» до официального включения музея в Реестр медицинских музеев страны. На протяжении учебного года музей посещают тысячи студентов, его материалы задействованы в различных экспозициях города. На современном этапе музей занимается интеграцией цифровых технологий, созданием виртуальной версии музея, что в условиях пандемии особенно важно. Музей медицинского вуза является не только частью учебно-воспитательного процесса, но и источником информации для студентов в их научно-исследовательской работе.

Литература:

1. Ченцова О.В. Культурно-образовательное пространство музея как образовательный ресурс для системы высшего образования // Педагогика и просвещение. — 2017. — № 2. — С. 29–39.

2. Кузыбаева М.П. Медицинские музеи вузов в начале XXI века // Высшее образование в России. — 2011. — № 7. — С. 146–151.

3. Проект «Живые голоса истории» на канале Ростовского государственного медицинского университета [Электронный ресурс]. — URL: https://www.youtube.com/channel/UC7XzrxpK5D26wbtd5v9Ravg (дата обращения: 25.08.2020).

4. Краевская Т.В., Крамская С.В. Вклад медиков Ростовского медицинского института в дело Победы в ВОВ 1941–1945 гг. // Исторический опыт медицины в годы Великой Отечественной войны 1941–1945 гг.: материалы VI Всероссийской конференции с международным участием. — М., 2010. — С. 84–85.

5. Скоблина Н.А., Гончарова Г.А. Формирование личности врача и человека у студентов медицинского вуза с использованием мемориальной комнаты-музея доктора Ф.П. Гааза // Научное отражение. — 2017. — № 5–6 (9–10). — С. 206–207.

6. Терентьев В.П., Гасанов М.З., Чесникова А.И., Батюшин М.М. Судьбой и временем хранимы. — Ростов-на-Дону: Изд-во РостГМУ, 2016. — 300 с.

7. Домбровская Е.А. Шалва Иосифович Криницкий: жизнь и деятельность. — Ростов-на-Дону: Изд-во РостГМУ, 2004. — 432 с.

8. Бугаева И.О., Дурнова Н.А., Березуцкий М.А., Шереметьева А.С. Воспитание студентов в образовательном процессе медицинского вуза // Саратовский научно-медицинский журнал. — 2018. — Т. 14, № 3. — С. 457–460.

9. Ченцова О.В. Музей как образовательный ресурс: ретроспектива развития образовательной среды Античности до Нового времени // Историческая и социально-образовательная мысль. — 2017. — Т. 9, № 2/2. — С. 248–253.

10. Панков Г.И. Огненный выпуск. — Ростовна-Дону: Изд-во Ростовского университета, 1984. — 128 с.

11. Петр ван Менш. Музеологическое исследование // Вопросы музеологии. — 2010. — № 2. — С. 96–108.

12. Чаплыгина Е.В., Каплунова О.А., Маркевич А.В., Швырев А.А. Фундаментальный музей кафедры нормальной анатомии Ростовского медицинского университета (1917–2012 гг.) // Морфология. — 2012. — Т. 142. — С. 94–96.

Музей любого образовательного учреждения представляет собой особую культурно-образовательную среду, в основе которой лежат экспонаты, наделенные не только культурной, но и просветительской ценностью. Музей в общем понимании этого слова представляет собой собрание редкостей или необычных предметов, связанных с определенной отраслью искусства или науки, так термин «музей» описывал Владимир Иванович Даль.

Музеи преимущественно занимаются экспонированием, хранением, изучением памятников истории, духовной и материальной культуры, но нельзя забывать об их популяризаторской и просветительской деятельности. Медицинские музеи в более выраженной степени по сравнению с остальными занимаются именно этим направлением. Они играют важнейшую роль в вопросах сохранения историко-медицинского наследия, но вместе с тем ведут активную образовательную и научно-исследовательскую деятельность.

Воспитание является одной из принципиальных задач образовательного процесса наряду с обучением. И если обучение реализуется непосредственно через образовательные программы, то именно музей становится важным инструментом в процессе воспитания будущих медицинских работников, прививания им корректных этических норм. Среди всего арсенала образовательных методов медицинского вуза именно музей справляется с этой задачей лучше всего. Культурно-образовательная среда становится неким ресурсом, содействующим формированию у студентов необходимых компетенций и сохраняющим связь между прошлым и настоящим.

Вопрос о взаимосвязи между музейными экспозициями и отдельными академическими дисциплинами медицинских вузов активно обсуждается в современном профессиональном сообществе. Поиск места и роли музея в современном образовательном пространстве медицинского вуза является одной из приоритетных задач в отрасли.

В отличие от многих других образовательных институтов, в медицинском образовании роль музея занимает принципиально важное место, работа со студентами в анатомическом музее является традиционным форматом для медицинского вуза. Именно здесь представлены экспонаты, позволяющие продемонстрировать будущему врачу, как именно построено тело человека, какие могут быть отличия, наглядно показать особенности строения органов и систем при патологии и в нормальном состоянии. Все эти экспонаты медицинского музея собирались в разные периоды развития медицины с помощью разных видов исследования, что также представляет ценность для студентов. Работа в таких музеях позволяет интегрировать в учебно-воспитательный процесс поисковую и научно-исследовательскую работу, что придает музею крайне значимый статус.

Для Цитирования:
Татьяна Тимирязева, Повышение эффективности медицинского образования: вузы и музейная среда. Музей. 2021;4.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: