По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

Повышение эффективности использования взрывозащищенного электрооборудования

А. Н. Ткачук ДонНТУ, Украина
Р. В. Подгайный ДонНТУ, Украина
А. А. Сахаров ДонНТУ, Украина
В. В. Леденев ДонНТУ, Украина

На предприятиях со взрывоопасными условиями производства постоянно ведется работа по повышению эффективности использования взрывозащищенного электрооборудования и снижению эксплуатационных затрат. Очевидно, что их решение невозможно без правильно организованного технического обслуживания и ремонта этого оборудования. Устойчивая тенденция к росту цен на новое оборудование дает основание полагать, что и в дальнейшем количество попыток сэкономить благодаря ремонту будет расти.

Литература:

1. РД 16 407–89. Электрооборудование взрывозащищенное. Ремонт.

2. Типовые нормы времени на ремонт электродвигателей, силовых трансформаторов / Министерство труда и социальной политики Украины. Центр продуктивности. – Краматорск, 2003.

3. Виноградов Н. В. Производство электрических машин: учебное пособие для вузов. – 2-е изд. – М.: Энергия, 1970. – 288 с.

4. Взрывозащищенное электрооборудование: Сб. науч. тр. УкрНИИВЭ. – Донецк: фирма «АИР», 2009. – С. 19–30.

Опыт показывает, что техническое состояние ремонтного фонда взрывозащищенного электрооборудования с каждым годом ухудшается. В частности, из анализа дефектов двигателей с короткозамкнутым ротором, поступающих в капитальный ремонт на заводы Донбасса, следует, что каждому из них требуется ремонт и ревизия деталей корпусной группы, подшипниковых и вентиляционных узлов. При этом до 95 % оборудования имеет еще и пробой изоляции обмотки статора.

Повреждения обмотки ротора имеют до 40 % двигателей, в этом случае для ремонта двигателя требуется вновь изготовить практически все его основные детали и узлы.

Основанием для капитального ремонта взрывозащищенной пусковой и коммутационной аппаратуры является повреждение взрывозащищенной оболочки.

При этом до 95 % оборудования имеют вышедшие из строя измерительные средства с блоками управления и защиты, а в 90 % случаев поступившее в ремонт оборудование имеет еще и отказ главной цепи аппарата.

Повреждение каждого элемента взрывозащиты электрооборудования не происходит само по себе. Как правило, имеет место сложный дефект. При этом повреждение корпусной группы происходит всегда независимо от состояния остальных ее элементов, то есть взрывозащищенное электрооборудование, поступившее в ремонт, может иметь различную степень повреждений. Поэтому объем работ при капитальном ремонте также различен и требует классификации.

Очевидно, что все дефекты взрывозащищенного электрооборудования можно отнести по принадлежности к соответствующему узлу. Это позволяет классифицировать капитальный ремонт по степени сложности. Например, ремонт асинхронных двигателей с короткозамкнутым ротором при таком подходе будет иметь шесть степеней сложности, из которых основными можно считать только три (табл. 1):

0 – ремонт деталей корпусной группы, замена подшипников, восстановление средств взрывозащиты. Данная степень сложности капитального ремонта не является основной, так как встречается редко, поскольку даже при минимальных повреждениях корпусных деталей обычно требуется повторная пропитка статорной обмотки;

Для Цитирования:
А. Н. Ткачук, Р. В. Подгайный, А. А. Сахаров, В. В. Леденев, Повышение эффективности использования взрывозащищенного электрооборудования. Электроцех. 2013;2.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: