По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 004.896; 621-83-52; 629.331 DOI:10.33920/sel-10-2502-07

Повышение эффективности функционирования отрасли АПК с помощью бортового оборудования робототехнических средств сельскохозяйственного назначения

Колосов С. П. вед. инженер, аналитик-проектировщик, программист, ООО «СфераПро», Россия, г. Курск

В статье рассмотрен альтернативный вариант движителей ходовой части транспортных средств строительного назначения для нефтегазовой отрасли с оснащением комплексных систем электроприводами двигательных установок вместо как двигателей внутреннего сгорания, так и гибридных установок, с применением интеллектуализации для развития бот-техники и повышения проходимости технических средств при выполнении отраслевых работ в интеграции с программно-аппаратными модулями для управления комплексом.

Литература:

1. Алексеев В. А., Колосов С. П. Интеллектуализация комплексных систем, генерирующих электроэнергию (ВЭС/СЭС), с целью управления стационарным и мобильным оборудованием различного отраслевого назначения // Автоматизация и ИТ в энергетике. — 2017. — № 5 (94). — С. 7–20.

2. Антонов А. С. Силовые передачи колесных и гусеничных машин. Теория и расчет. — М.: Машиностроение, 1975. — 480 с.

3. Беспятый Ф. С., Троицкий И. Ф. Конструкция, основы теории и расчет трактора. — М.: Машиностроение, 1972. — 501 с.

4. Джонс Т. М. Программирование искусственного интеллекта в приложениях. — М.: ДМК Издательство, 2004. — 256 с.

5. Капустин А. Н. Основные теории расчета машин для основной и поверхностной обработки почв, посевных машин и машин для внесения удобрений: курс лекций / А.Н. Капустин; Юргинский технологический институт. — Томск: Изд-во Томского политехнического университета, 2013. — 134 с.

6. Колосов С. П. Интеллектуализация средств управления БПЛА с целью повышения функциональной и экономической эффективности применения в сельскохозяйственной отрасли // Сельскохозяйственная техника: обслуживание и ремонт. — 2015. — № 10. — С. 36–48.

7. Ключев В. И. Выбор электродвигателей для производственных механизмов // СЭМ, ГЭИ. — М.: 1960. — Вып. 36. — 81 с.

8. Котляренко В. И., Барахтанов Л. В. Обзор основных типов движителей транспортных средств высокой проходимости // Журнал автомобильных инженеров. — 2016. — № 6 (101). — С. 24–29.

9. Носов Н. А. Расчет и конструирование гусеничных машин. — М.: Машиностроение, 1972. — 560 с.

10. Алексеев В. А., Иванов А. Г. ЭПР постоянного тока // Авт. свид. № 989723. (СССР), М.Кл2 Н02М 1/08. Заявл 20.07.1981. Опубл. 15.01.83, БИ № 2.

11. Костомахин М. Н. Программный комплекс для дистанционного контроля узлов и агрегатов / М. Н. Костомахин, Е. В. Пестряков // Сельскохозяйственные машины и технологии. — 2022. — Т. 16. — № 4. — С. 19–25. DOI: 10.22314/2073-7599-2022-16-4-19-25. EDN CLKZMK.

12. Совершенствование мониторинга системы «Человек — Машина — Среда» и правил эксплуатации для повышения эксплуатационной надежности тракторов / Н. А. Петрищев, М. Н. Костомахин, А. С. Саяпин, И. Б. Ивлева // Технический сервис машин. — 2020. — № 3 (140). — С. 12–20. DOI: 10.22314/2618-8287-2020-58-3-12-20. EDN XFGLUF.

13. Проект цифровой системы для диагностирования ресурсоопределяющих узлов коробок перемены передач с гидравлическим управлением мобильных энергетических средств / А. С. Дорохов, М. Н. Костомахин, Н. А. Петрищев и др. // Технический сервис машин. — 2019. — № 4 (137). — С. 83–95. EDN NQQDFS.

14. Оперативная оценка предельного состояния узлов и агрегатов тракторов с применением счетчиков-индикаторов / Н. А. Петрищев, М. Н. Костомахин, А. С. Саяпин и др. // Технический сервис машин. — 2021. — № 3 (144). — С. 12–21. — DOI: 10.22314/2618-8287-2021-59-3-12-21. EDN YCZPHJ.

15. Pokładowe mierniki-wskaźniki do monitorowania stanu technicznego ciągników energochłonnych / N.M. Kostomakhin, V.I. Tseiko, M.N. Kostomakhin et al.; под науч. ред. Вацлава Романюка // Проблемы интенсификации животноводства с учетом охраны окружающей среды и производства альтернативных источников энергии, в том числе биогаза. — Варшава: Технолого-природоведческий институт, национальный исследовательский институт, 2021. — Vol. XXVII. — P. 71–82. EDN RRHYSN.

16. Practical implementation of research on the introduction of onboard meters-indicators for monitoring the technical condition of tractors / M. Kostomakhin, N. Kostomakhin, N. Petrishchev, L. Tseiko // E3S Web of Conferences: International Scientific and Practical Conference "Environmental Risks and Safety in Mechanical Engineering" (ERSME-2023), Rostov-on-Don, Russia, 1–3 марта 2023 г. — Rostov-on-Don: EDP Sciences, 2023. — Vol. 376. — P. 01072. DOI: 10.1051/e3sconf/202337601072. EDN NVNCHO.

17. Костомахин М. Н. Оценка режимов работы сельскохозяйственной техники / М.Н. Костомахин // Сельскохозяйственные машины и технологии. — 2020. — Т. 14. — № 4. — С. 78–83. DOI: 10.22314/2073-7599-2020-14-478-83. EDN RQBZBU.

Применяемые современные типы тракторно-тягачной техники (рис. 1), оснащенные гусеничным, колесным или комбинированным (в том числе шреберным) типом движителей ходовой части транспортных средств (ТС) сельскохозяйственного (СХ) (строительного (ПГС), лесозаготовительного (ЛОС/ЛЗ) и другого назначения в основном ДВС дизельного или бензинового типа, а также газотурбинными двигателями, не всегда практичны и отвечают требованиям эксплуатантов [9, 12, 14].

Выполнение различных сельскохозяйственных работ по посевным, уборочным и другим операциям (рис. 2.1-4) требует применения дополнительных механических узлов техсредств как для тракторов и комбайнов, так и для тягачей в качестве транспортировки техсредств ТС с.-х. назначения с повышенной проходимостью, а также подъемных характеристик с учетом территориальных особенностей дорог России, кроме шоссейных, что делает важным тяговые показатели ТС в целом [2, 3, 13, 17].

Разработка роботизированной колесной и гусеничной техники ведется многими компаниями в мире, но пока в большей мере для сельскохозяйственных и транспортных нужд. Так, к примеру, разработчики CASE IH, JOHN DEERE и другие смогли внедрить весь необходимый функционал в комплекс бот-трактора (рис. 3.1), включая группу функций, наследованную от управляемой водителем системы, функционирующего в интеграции со всей рабочей группой функций (комбайнов и т. д.: концепт CASE IH) в зависимости от степени автоматизации устанавливаемого дополнительного оборудования [15, 16].

Россией предоставлен экспериментальный образец бот-трактора Agrobot компанией Avrora Robotics в колесном и гусеничном исполнении (рис. 3.2). Колесный тип тракторов при равном весе и одинаковом буксировании с полноприводными резиновыми гусеничными в меньшей степени преобразуют собственный вес в тяговое усилие, к примеру, с массой 20 и 40 т — 5 %.

Цель — определение эффективных показателей применяемых типов движителей ТС в сравнении со шнеково-роторным типом движителя ходовой части на базе электродвигателя (ЭД) для повышения эффективности функционирования техники НГК.

Для Цитирования:
Колосов С. П., Повышение эффективности функционирования отрасли АПК с помощью бортового оборудования робототехнических средств сельскохозяйственного назначения. Сельскохозяйственная техника: обслуживание и ремонт. 2025;2.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: