По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 621.311

Повышение эффективности дистанционных обследований изоляции электрифицированных линий железных дорог с использованием УФ-дефектоскопа CoroCAM6D при пеших обходах

Плотников Ю. И. ООО «ПАНАТЕСТ», 111024, Россия, Москва, ул. Авиамоторная, д.12, оф. 405, E-mail: mail@panatest.ru
Милованов С. В. ООО «ПАНАТЕСТ», 111024, Россия, Москва, ул. Авиамоторная, д.12, оф. 405, E-mail: mail@panatest.ru
Петроченко И. В. ООО «ПАНАТЕСТ», 111024, Россия, Москва, ул. Авиамоторная, д.12, оф. 405, E-mail: mail@panatest.ru
Демидов С. В. ООО «ПАНАТЕСТ», 111024, Россия, Москва, ул. Авиамоторная, д.12, оф. 405, E-mail: mail@panatest.ru

Рассматриваются вопросы методического и аппаратного повышения эффективности УФ диагностики изоляции в процессе пеших обходов электрифицированных линий ОАО «РЖД». Приводятся результаты стендовых и эксплуатационных испытаний, рассматриваются основные направления по использованию портативной УФ-камеры CoroCAM6D фирмы UVIRCO (ЮАР) последнего поколения.

Опыт эксплуатации мобильных систем ультрафиолетовой (УФ) диагностики изоляции контактной сети (КС) на базе вагона-лаборатории испытаний КС (ВИКС) показывает, что существенная часть изоляции объективно не попадает в поле зрения мобильной УФ-системы [1]. Это изоляторы КС подъездных путей, железнодорожных станций, трансформаторных и тяговых подстанций (ТП), воздушных линий (ВЛ) электропередачи и др. Кроме того, при работе с ВИКС нельзя обследовать изоляцию со всех сторон, также работа камеры невозможна в режиме максимальной чувствительности (накопления и усиления сигнала) из-за появления эффекта «смазывания» УФ-изображений.

Поэтому уместно устранить эти недостатки путем дополнительного проведения пеших обходов и осмотров изоляции КС, которая объективно не попала в поле зрения мобильной УФ-системы, установленной на ВИКС.

Опытное обследование изоляции с помощью УФ-камер, эпизодически и временно снимаемых с ВИКС, показало достаточно высокую результативность обнаружения дефектов при пеших обходах.

Это ТРАДИЦИОННЫЙ, используемый во всем мире подход, когда пропуски дефектов высокопроизводительного и оперативного способа обследований устраняются дополнительными (точечными) проверками, проводимыми в ходе пеших осмотров. Портативная двухспектральная УФ-камера CoroCAM6D, которая сертифицирована в РФ и успешно испытана на Горьковской железной дороге, может быть использована для решения таких задач.

По статистике данных дорожной электротехнической лаборатории (ДЭЛ) Горьковской дороги, методом УФ-диагностики было выявлено 216 и 129 дефектных гирлянд изоляторов в 2007 и 2008 г. соответственно. Из рис. 1 видно, что после ввода в эксплуатацию средств УФ-диагностики ВИКС в 2005 г. доля отказов изоляторов существенно снизилась, но продолжает оставаться высокой.

Число изоляторов, не наблюдаемых на базе ВИКС, достаточно велико, и эффективно обследовать их с помощью одной-двух снятых с ВИКС УФ-камер в масштабах службы электрификации «Э» железной дороги проблематично. Возникают сложности с организацией передачи камер в электрическую часть (ЭЧ) и их оперативным возвратом в ВИКС, отсутствует методика пеших обследований изоляции. Поэтому необходимо увеличить объемы исследований «методом обхода» и количество штатных камер для данных нужд. О необходимости повышения эффективности УФ-обследований изоляции и дополнительной закупки УФ-камер для проведения диагностики путем пеших обходов отмечено в решениях Департамента (протокол от 21.11.2008 № ЦЭт — 16/39).

Для Цитирования:
Плотников Ю. И., Милованов С. В., Петроченко И. В., Демидов С. В., Повышение эффективности дистанционных обследований изоляции электрифицированных линий железных дорог с использованием УФ-дефектоскопа CoroCAM6D при пеших обходах. Современные методы технической диагностики и неразрушающего контроля деталей и узлов. 2018;6.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала