По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 621.423.33

Повышение безопасности движения поездов за счет совершенствования конструкции токоприемников электроподвижного состава

О. А. Сидоров д-р техн. наук, проф., заведующий кафедрой «Электроснабжение железнодорожного транспорта», Омский государственный университет путей сообщения, г. Омск
И. Е. Чертков канд. техн. наук, доц. кафедры «Электроснабжение железнодорожного транспорта», Омский государственный университет путей сообщения, г. Омск

В настоящее время продолжает оставаться актуальной проблема развития скоростного и высокоскоростного движения на магистральном железнодорожном транспорте, что подтверждается документами Правительства Российской Федерации и ОАО «Российские железные дороги». Однако при увеличении мощности и скорости электроподвижного состава, а также интенсивности движения поездов растет аварийность на железнодорожном транспорте. Одними из важнейших при этом являются вопросы безопасности, связанные с надежностью токосъемных устройств, так как ненадежный токосъем может привести к повреждениям токоприемников и контактных подвесок с тяжелыми последствиями технического характера, а следовательно, к остановкам и задержкам поездов.

Литература:

1. Стратегия развития железнодорожного транспорта Российской Федерации до 2030 года: Распоряжение Правительства Российской Федерации от 17 июня 2008 г. № 878-р. — М., 2008. — 96 с.

2. Энергетическая стратегия холдинга «Российские железные дороги» на период до 2015 года и на перспективу до 2030 года: Распоряжение ОАО «Российские железные дороги» от 15 декабря 2011 г. №2718р. — М., 2012. — 97 с.

3. Заренков С.В. Совершенствование предохранительных устройств скоростных токоприемников / С.В. Заренков, И.Е. Чертков // Известия Транссиба. — 2015. — №4 (24). — С. 17–27.

4. Патент 2469879 Российская Федерация, МПК B 60 L 5/00. Устройство для динамических испытаний токоприемников электроподвижного состава / Сидоров О.А., Чертков И.Е. и др.; заявитель и патентообладатель Омский гос. ун-т путей сообщения. — 2011120705/11; заявл. 20.05.2011; опубл. 20.12.2012. — Бюл. №35.

5. Повышение надежности работы токоприемника электроподвижного состава за счет контроля его исправности / И.Е. Чертков, А.В. Тарасенко и др. // Фундаментальные научные исследования: теоретические и практические аспекты: Сб. материалов II междунар. науч.-практ. конф. — Кемерово: ЗапСибНЦ, 2016. — Т. 2. — С. 260–263.

6. Патент 123737 Российская Федерация, МПК B 60 L 5/00. Устройство контроля исправности токоприемника электроподвижного состава / Сидоров О.А., Чертков И.Е. и др.; заявитель и патентообладатель Омский гос. ун-т путей сообщения. — 2012131843/11; заявл. 24.07.2012; опубл. 10.01.2013. — Бюл. №31.

Существует несколько путей повышения безопасности работы токосъемных устройств, одним из которых является создание предохранительных устройств, встраиваемых в конструкцию токоприемников и обеспечивающих их автоматическое опускание в аварийных ситуациях. Использование этих устройств позволяет предотвратить перерастание небольших неисправностей на контактной подвеске в аварии, вызывающие серьезные повреждения как токоприемников, так и контактной сети.

В Омском государственном университете путей сообщения (ОмГУПСе) в рамках проекта «Разработка и организация высокотехнологичного производства нового магистрального токоприемника для применения на линиях с модернизированной инфраструктурой системы токосъема», реализованного при поддержке Министерства образования и науки Российской Федерации, был разработан токоприемник, оснащенный предохранительными устройствами нового поколения на основе управляемых пневматических устройств и обеспечивающий защиту от срыва или повышенного износа вставки, а также поломки полоза; от подъема на высоту более допустимой при выезде электроподвижного состава за знак «Конец контактной подвески» или обрыве контактных проводов; от ударов и наездов на препятствия на контактной подвеске [3]. При срабатывании этих устройств одновременно с опусканием токоприемника происходит отключение главного выключателя электровоза во избежание повреждений элементов токоприемника и контактной сети электрической дугой.

Для контроля и управления работой предохранительных устройств используются управляющие устройства токоприемника, реализованные с помощью пневматического модуля управления (рис. 1).

Сжатый воздух из пневмомагистрали электроподвижного состава поступает через блок подготовки питающего воздуха в блок управления давлением резинокордной оболочки, который состоит из двух электропневматических клапанов, регулирующих подачу воздуха в пневматический привод (резинокордный элемент). Блок подготовки питающего воздуха включает в себя фильтросушитель для предотвращения попадания влаги в блоки пневматического блока управления. Из блока управления давлением воздух поступает через блок аварийного опускания с помощью воздушного рукава в пневмомагистраль токоприемника. Кроме того, блок управления давлением связан с блоком контроля герметичности пневмомагистрали токоприемника, а блок аварийного опускания электрически связан с блоком контроля герметичности защитного контура, включающего в себя устройства защиты от срыва контактного элемента, подъема на высоту более допустимой и от наезда на препятствие на контактной подвеске. Блок контроля герметичности пневмомагистрали токоприемника состоит из датчика давления и предназначен для подачи управляющих воздействий на блок управления для уменьшения или увеличения давления в резинокордной оболочке при изменении высоты подъема токоприемника. Регулирование времени подъема и опускания токоприемника осуществляется за счет регулирования электропневматических клапанов в блоке управления. Работу модуля управления можно проследить с помощью блока индикации, который показывает состояние каждого блока и моменты срабатывания устройства автоматического аварийного опускания токоприемника.

Для Цитирования:
О. А. Сидоров, И. Е. Чертков, Повышение безопасности движения поездов за счет совершенствования конструкции токоприемников электроподвижного состава. Безопасность и охрана труда на железнодорожном транспорте. 2021;2.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: