По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 366.12 DOI:10.33920/igt-01-2112-02

Поведение потребителей продовольственных товаров

М.А. Николаева д.т.н., проф. кафедры международной коммерции, РАНХиГС при Президенте РФ
А.В. Лупашко студентка Государственного академического университета гуманитарных наук

В статье рассмотрены общие подходы к исследованию потребителей продовольственных товаров. Выявлены типы потребителей и факторы, влияющие на их поведение. Установлено, что наряду с общими для всех потребителей особенностями поведения имеются и специфичные характеристики поведения потребителей продовольственных товаров, обусловленных теми потребностями, которые эти товары удовлетворяют. К их числу относятся возможность органолептической оценки продуктов питания перед принятием решения о их приобретением, а также приверженность потребителей к определенным видам, разновидностям и торговым маркам пищевых продуктов и табачных изделий.

Литература:

1. ГОСТ ИСО 9000 — 2015 Системы менеджмента качества. Основные положения.

2. Алешина И.В. Поведение потребителей: Учеб. пособие для вузов. — М.: ФАИР-ПРЕСС, 2000.

3. Блэкуэлл Р., Миниард П., Энджел Дж. Поведение потребителей. 10-е изд. / Пер. с англ.. 2007

4. Борисова Ю.В. Поведение потребителей / Московский международный институт эконометрики, информатики, финансов и права. — 160 c., М., 2002.

5. Воронкова О.В. Поведение потребителей : учебное пособие / О.В. Воронкова. — Тамбов : Изд-во ФГБОУ ВПО «ТГТУ», 2012. — 84 с.

6. Денисова Е.С. Поведение потребителей/ Московская финансово промышленная академия. — М., 2005. — 111 с.

7. Интернет источник: https://spravochnick.ru/marketing/model_pokupatelskogo_ povedeniya/

1. GOST ISO 9000 — 2015 Sistemy menedzhmenta kachestva. Osnovnyye polozheniya.

2. Aleshina I.V. Povedeniye potrebiteley: Ucheb. posobiye dlya vuzov. — M.: FAIRPRESS, 2000.

3. Blekuell R., Miniard P., Endzhel Dzh. Povedeniye potrebiteley. 10-ye izd. / Per. s angl.. 2007.

4. Borisova Yu.V. Povedeniye potrebiteley / Moskovskiy mezhdunarodnyy institut ekonometriki, informatiki, finansov i prava. — 160 c., M., 2002.

5. Voronkova O.V. Povedeniye potrebiteley : uchebnoye posobiye / O.V. Voronkova. — Tambov : Izd-vo FGBOU VPO «TGTU», 2012. — 84 s.

6. Denisova Ye.S. Povedeniye potrebiteley/ Moskovskaya finansovo promyshlennaya akademiya. — M., 2005. — 111 s.

7. Internet istochnik: https://spravochnick.ru/marketing/model_pokupatelskogo_povedeniya/.

Потребители продовольственных товаров представляют особую группу приобретателей товаров. Особенностью продовольственных товаров является то, что на многие из них существует устойчивый и неотложный спрос, так как многие виды пищевых продуктов как подкласса продовольственных товаров употребляются ежедневно или часто, поэтому и приобретаются тоже часто. Многие из этих продуктов, особенно постоянного спроса, должны иметь физическую и экономическую доступность для приобретателей.

Пищевые продукты удовлетворяют физиологические потребности людей, в частности такие их разновидности как потребность в воде, энергетические, пластические потребности, во внутренней безопасности, в поддержании постоянства температуры тела, а также органолептические и эргономические потребности. Кроме указанных потребностей, которые относятся к основным, пищевые продукты удовлетворяют и дополнительные потребности: престижные, гедонические, эстетические, а некоторые виды и потребность в психотропных веществах (алкогольные напитки табачные изделия и др.).

Менеджерам и товароведам торговых организаций необходимо знать, как, опираясь на понимание поведения потребителей, осуществлять деятельность и развивать свою стратегию. Работа с потребителем: анализ, прогнозирование его поведения является важным элементом профессиональной деятельности специалистов торговли.

С развитием рыночных отношений и усилением конкуренции в России работа с потребителем становится все более актуальной для всех участников рыночных отношений. Ориентация на потребителей — это основной принцип системы менеджмента качества, регламентированный в ГОСТ Р ИСО 9000 — 2015 [1]. Все сотрудники торговых предприятий должны быть ориентированы на работу с потребителем. Научиться понимать и управлять поведением потребителей, узнать покупателя не так просто. Потребитель нередко говорит, думает о своих желаниях одно, а оказавшись в супермаркете, покупает нечто совершенно другое. Покупатель просто не осознает побудительные мотивы такой покупки, может передумать в последнюю минуту. Вследствие этого необходимо изучать стереотипы поведения потребителей, его запросы, потребительские предпочтения, восприятие им товара и др. [2].

Для Цитирования:
М.А. Николаева, А.В. Лупашко, Поведение потребителей продовольственных товаров. Товаровед продовольственных товаров. 2021;12.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: