Потребители продовольственных товаров представляют особую группу приобретателей товаров. Особенностью продовольственных товаров является то, что на многие из них существует устойчивый и неотложный спрос, так как многие виды пищевых продуктов как подкласса продовольственных товаров употребляются ежедневно или часто, поэтому и приобретаются тоже часто. Многие из этих продуктов, особенно постоянного спроса, должны иметь физическую и экономическую доступность для приобретателей.
Пищевые продукты удовлетворяют физиологические потребности людей, в частности такие их разновидности как потребность в воде, энергетические, пластические потребности, во внутренней безопасности, в поддержании постоянства температуры тела, а также органолептические и эргономические потребности. Кроме указанных потребностей, которые относятся к основным, пищевые продукты удовлетворяют и дополнительные потребности: престижные, гедонические, эстетические, а некоторые виды и потребность в психотропных веществах (алкогольные напитки табачные изделия и др.).
Менеджерам и товароведам торговых организаций необходимо знать, как, опираясь на понимание поведения потребителей, осуществлять деятельность и развивать свою стратегию. Работа с потребителем: анализ, прогнозирование его поведения является важным элементом профессиональной деятельности специалистов торговли.
С развитием рыночных отношений и усилением конкуренции в России работа с потребителем становится все более актуальной для всех участников рыночных отношений. Ориентация на потребителей — это основной принцип системы менеджмента качества, регламентированный в ГОСТ Р ИСО 9000 — 2015 [1]. Все сотрудники торговых предприятий должны быть ориентированы на работу с потребителем. Научиться понимать и управлять поведением потребителей, узнать покупателя не так просто. Потребитель нередко говорит, думает о своих желаниях одно, а оказавшись в супермаркете, покупает нечто совершенно другое. Покупатель просто не осознает побудительные мотивы такой покупки, может передумать в последнюю минуту. Вследствие этого необходимо изучать стереотипы поведения потребителей, его запросы, потребительские предпочтения, восприятие им товара и др. [2].