До настоящего времени прогнозы подготовки кадров в основном исходили из наличных возможностей системы профессионального образования и слабо учитывали потребности экономики и общества. Точно определить эти потребности по уровням образования и специальностям достаточно сложно.
Сегодня ощущается острый дефицит квалифицированных рабочих. Все более востребованными становятся специальности в областях прикладной информатики, природопользования, коммерции, лингвистики и филологии, социальной работы, социально-культурного сервиса и туризма, педагогики и психологии, социологии, экологии и охраны окружающей среды. Поэтому реалистичность прогнозов будет зависеть от достаточно большого количества факторов. К основным показателям, используемым при прогнозировании, можно отнести:
• экономические показатели;
• демографические показатели;
• показатели занятости населения;
• показатели намерений населения по получению образования и выбору вида деятельности;
• емкость и специализация педагогических учреждений;
• набор специальностей, прием, контингент и выпуск специалистов;
• соотношений квалификационной и профессиональной структур;
• мероприятия по укреплению связи образовательных учреждений с заказывающими организациями;
• и множество других качественных параметров.
Особенно важно, чтобы в разработке таких прогнозов активную роль играли работодатели. Система прогнозирования должна основываться на методическом выявлении реальных потребностей базовых отраслей производства, науки, культуры и социальной сферы в специалистах, а также учитывать потребности самих граждан в профессиональном образовании, ориентируясь на перспективу глубиной в 5–10 лет. Примерно столько времени уходит на смену технологий в экономике.
Важно учитывать, что востребованность профессий постоянно меняется. Люди вынуждены не только учиться, но и переучиваться. Поэтому непрерывное профессиональное образование, обучение в течение всей жизни — безусловный приоритет. Для этого необходимо заложить базовый уровень знаний и навыков, отталкиваясь от которого человек сможет постоянно повышать свою квалификацию и овладевать новыми компетенциями. Качественный прогноз возможен лишь с целенаправленным учетом мнения потребителей образовательных услуг, работодателей. Зная их потребности, можно более точно определять государственное задание на подготовку необходимых специалистов. При организации работ по прогнозированию в них кроме работодателей должны участвовать органы исполнительной власти всех уровней и, конечно, образовательное сообщество.