По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 331.5

Потребность в специалистах на рынке труда: управление на основе прогнозирования

Горбова А. А. ст. преподаватель кафедры экономики и социологии труда, Удмуртский государственный университет, 426034, г. Ижевск, ул. Университетская, д. 1, E-mail: gorbova.aa@mail.ru

В статье рассмотрены актуальные проблемы прогнозирования потребности в специалистах, в основе которого выявление реальных потребностей базовых отраслей производства, науки, культуры и социальной сферы в специалистах. В ходе прогнозирования весьма актуальным является изучение квалификационно-профессионального состава населения, позволяющего оценить возможности предложения на рынке труда.

Литература:

1. Разработка методологии прогнозирования перспективных потребностей рынка труда в выпускниках системы профессионального образования / Гимпельсон В. Е. — Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики» [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://www. hse.ru/org/projects/25622 (Дата обращения: 12.12.2016).

До настоящего времени прогнозы подготовки кадров в основном исходили из наличных возможностей системы профессионального образования и слабо учитывали потребности экономики и общества. Точно определить эти потребности по уровням образования и специальностям достаточно сложно.

Сегодня ощущается острый дефицит квалифицированных рабочих. Все более востребованными становятся специальности в областях прикладной информатики, природопользования, коммерции, лингвистики и филологии, социальной работы, социально-культурного сервиса и туризма, педагогики и психологии, социологии, экологии и охраны окружающей среды. Поэтому реалистичность прогнозов будет зависеть от достаточно большого количества факторов. К основным показателям, используемым при прогнозировании, можно отнести:

• экономические показатели;

• демографические показатели;

• показатели занятости населения;

• показатели намерений населения по получению образования и выбору вида деятельности;

• емкость и специализация педагогических учреждений;

• набор специальностей, прием, контингент и выпуск специалистов;

• соотношений квалификационной и профессиональной структур;

• мероприятия по укреплению связи образовательных учреждений с заказывающими организациями;

• и множество других качественных параметров.

Особенно важно, чтобы в разработке таких прогнозов активную роль играли работодатели. Система прогнозирования должна основываться на методическом выявлении реальных потребностей базовых отраслей производства, науки, культуры и социальной сферы в специалистах, а также учитывать потребности самих граждан в профессиональном образовании, ориентируясь на перспективу глубиной в 5–10 лет. Примерно столько времени уходит на смену технологий в экономике.

Важно учитывать, что востребованность профессий постоянно меняется. Люди вынуждены не только учиться, но и переучиваться. Поэтому непрерывное профессиональное образование, обучение в течение всей жизни — безусловный приоритет. Для этого необходимо заложить базовый уровень знаний и навыков, отталкиваясь от которого человек сможет постоянно повышать свою квалификацию и овладевать новыми компетенциями. Качественный прогноз возможен лишь с целенаправленным учетом мнения потребителей образовательных услуг, работодателей. Зная их потребности, можно более точно определять государственное задание на подготовку необходимых специалистов. При организации работ по прогнозированию в них кроме работодателей должны участвовать органы исполнительной власти всех уровней и, конечно, образовательное сообщество.

Для Цитирования:
Горбова А. А., Потребность в специалистах на рынке труда: управление на основе прогнозирования. Нормирование и оплата труда в промышленности. 2017;3.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: