По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

Потребительский шантаж

Павел Федоров управляющий партнер юридической фирмы «ЮстПро», специализация в области торгового и корпоративного права, арбитражного и гражданского процесса

«Покупатель всегда прав» — все знают эту крылатую фразу. Так ли это на самом деле? Как продавцу защититься от недобросовестного клиента? Потребительский шантаж — это оборотная сторона повышенного спроса граждан на товар интернет-магазина. Потребителей, которые занимаются такой деятельностью, перед совершением покупки выявить невозможно. Заключаемый договор ничем не отличается от обычного, разница обнаруживается в последующем поведении гражданина.

К сформулированному явлению можно отнести как собственно направленную на извлечение имущественной выгоды деятельность, так и чрезмерное рвение потребителя защитить свои права. В последнем случае гражданин упорно защищает свои права, поэтому его отнесение в описываемую группу условно. Следовательно, целесообразно рассмотреть именно субъектов, целенаправленно занимающихся такой деятельностью.

Наиболее часто случаи проявления потребительского шантажа обнаруживаются в следующих ситуациях.

1. Появление незначительных недостатков

Недобросовестные потребители могут специально создавать недостатки, которые могут быть обнаружены после вскрытия упаковки в отсутствие представителя продавца.

Психологически мотивы потребителя могут базироваться на знании психологии продавца, который крайне неохотно будет расставаться с деньгами. Но это как раз и надо потребителю. За каждый день просрочки исполнения требования потребителя продавец обязан будет выплатить неустойку из расчета 1% от стоимости товара за каждый день просрочки.

Рекомендацией является визуальный осмотр товара продавцом и покупателем при его передаче и подписание соответствующего акта. В случае передачи товара в закрытой упаковке продавцу необходимо проверять картотеку судебных дел в целях поиска дел с участием потребителя. При их обнаружении можно инициировать судебную экспертизу, учитывая особенности аналогичных дел.

2. Неуверенность продавца в своем товаре

В некоторых случаях характеристики товара могут привести к неопределенности времени возникновения недостатков. К таким можно отнести товары, требующие особых условий хранения (к примеру, лакокрасочную продукцию). В основном такую продукцию необходимо хранить в теплых условиях. Данный товар проходит достаточно длинный маршрут: изготовитель — официальный дистрибьютор — продавец — покупатель. И на каждом этапе условия хранения товара могут быть нарушены.

Покупатель при помощи экспертизы может подтвердить временной интервал, в который товар мог быть испорчен. Поскольку конкретный момент времени не всегда удается установить, то продавец может быть лишен возможности предъявить свои требования официальному дистрибьютору. Проблема для продавца усугубляется тем, что он не проверяет товар при его получении от дистрибьютора.

Для Цитирования:
Павел Федоров, Потребительский шантаж. Современная торговля. 2020;3.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: