Введение. Кофе — очень популярный напиток во всем мире, две трети населения земли пьют кофе. Широкое распространение напиток получил в 17-м веке в Европе, и в 18-м веке — в России. Кофе используется как вкусовой возбуждающий напиток. Взрослым без вреда для здоровья можно потреблять 400 мг кофеина (3–5 чашек) в сутки, беременным — не более 200 мг, детям и подросткам — 2,5 мг на килограмм веса в сутки [4].
Согласно данным консалтинговой компании KnightFrank [7], ежегодный прирост кофеен всех форматов в России составляет в среднем 3%. За последние 10 лет россияне стали пить на 97% больше кофе. Появилась целая культура потребления кофе.
Цель работы: изучить потребительские свойства готового кофе, предлагаемого сетью общественного питания г. Иркутска.
Задачи:
1. Проанализировать структуру ассортимента и стоимостные параметры продукции трех кофеен города;
2. Рассмотреть потребительские свойства готового кофе, включая органолептические показатели качества и энергетическую ценность кофе капучино;
3. Изучить запросы потребителей на готовый кофе, реализуемый в сети общественного питания.
Объекты и методы исследований. Объекты исследований: рынок кофе, ассортимент, потребительские свойства и органолептические показатели качества кофе, реализуемого тремя торговыми точками общественного питания г. Иркутска: BarriStar, Insight и «Блисс».
Для исследований использовали методы товароведения и товарного менеджмента: теоретические, эмпирические органолептические — оценка качества кофе, регистрационные — мониторинг рынка кофе и отдельных потребительских свойств кофе и социологические методы — изучение запросов потребителей. А также расчетные методы для оценки энергетической ценности кофе и структуры ассортимента кофеен.
Результаты и их обсуждение. На мировом рынке кофе выделяется ЗАО «Московская кофейня на паяхъ», которая является одним из лидеров на рынке растворимого и молотого кофе и входит в десятку крупных кофейных компаний мира.