«Основная цель исследования — определить готовность представителей различных возрастных групп открывать свой бизнес и обучаться предпринимательству, а также помочь формированию и развитию рынка труда для старшего поколения специалистов. Возраст многими воспринимается как новый уровень свободы, когда ты точно знаешь, чем хотел всегда заниматься, но только сейчас чувствуешь, что готов разрешить себе попробовать. В то же время предпринимательство — это риск и высокая степень неопределенности, необходимость реагировать максимально быстро, повышенная ответственность», — говорит лидер проекта Анастасия Лазибная.
В основу отчета легло исследование «Компании для всех возрастов», проведенное среди соискателей вакансий с 17 мая по 24 октября 2019 г. при поддержке порта ла trudvsem.ru и Фонда президентских грантов. Метод исследования: онлайн-опрос.
Всего в исследовании поучаствовали почти 8000 человек от 30 до 80 лет со всей России: 53 % из них — люди младше 39 лет, 36 % — старше 40, 11 % — граждане старше 56 лет. Анастасия Лазибная пояснила, что деление на шесть возрастных категорий позволило сделать сравнительный анализ и дало понимание предпринимательского потенциала людей старшего возраста в России.
Так как исследование проводилось в 2019 г., в доковидное время, собранные данные позволяют взглянуть на настроения и предпосылки предпринимательства среди возрастного населения через призму, не искаженную страхами, стрессом и другими ограничениями из-за пандемии.
Мысли о возможности открыть свое дело знакомы большинству. При этом только 3–6 % опрошенных уже предпринимали какие-то шаги в этом направлении и примерно треть представителей любой из возрастных групп ищут возможности начать свой бизнес.
Различия наблюдаются в доле тех, кто готов рассмотреть такую возможность, но испытывает дефицит информации. В молодых возрастах до 50 лет доля таких людей составляет более трети. В предпенсионных возрастах она все больше сокращается за счет тех, кто считает открытие своего дела вряд ли возможным (сложно, труднее работать в старшем возрасте) и нужным (лучше работать по найму). В самой старшей возрастной группе общая доля скептически расценивающих возможность начать свой бизнес составляет половину.