В начале двадцатых годов более четко обозначились вызовы, вставшие перед российской системой высшего образования в начале нынешнего столетия. Одной из тем, поднимаемой на очередном Гайдаровском форуме, который состоялся в январе 2020 г. на базе РАНХиГС стала «Цифровая революция в образовании и новые технологии обучения». Обсуждались тенденции развития образования, среди которых были выделены:
• ускорение инновационных процессов в экономике и обществе требует быстрого обновления основных образовательных программ и программ повышения классификации;
• дифференциация образовательных потребностей предполагает индивидуализацию образовательных траекторий;
• сдвиг от общих абстрактных знаний о будущей сфере профессиональных деятельности к умениям и навыкам их применения в реальной ситуации предполагает акцент на практико-ориентированное обучение;
• динамичность рынка труда вызывает необходимость адекватных программ дополнительного профессионального образования, как повышения квалификации, так и переподготовки.
В качестве вывода было заявлено, что конкурентоспособность современных университетов во многом зависит от того, насколько они смогут обеспечить массовое и в то же время качественное образование. Под качественным образованием сегодня понимается образование — актуальное, персонализированное, практичное, динамичное и гибкое. Сложность решения данной задачи заключается и в том, что массовость и качество взаимосвязаны. Без достаточного контингента обучающихся не возможно получить положительный эффект масштаба, который позволяет обеспечить достаточное количество ресурсов для повышения качества образовательных процессов и результатов.
В экономической теории достаточно изучены причины положительного эффекта масштаба, которые с определенными оговорками можно проецировать и на экономику образовательной организации. Прежде всего, это:
• расширение специализации персонала образовательных организаций, что повышает производительность и качество труда;