В связи с расширением санкций, сдерживающих экономическое развитие Российской Федерации, последовали изменения в среде хозяйствования, требуются оперативные решения прежних неурегулированных проблем управления природопользованием и жилищной застройкой в Московской агломерации [1, 3].
Существенно выросли цены реализации квартир в новостройках у Московской кольцевой автодороги (МКАД) и не оправдался оптимистический прогноз в том, что рыночное регулирование реализации земельных участков и объемов точечной жилой застройки предоставят застройщикам главное преимущество в увеличении горизонта планирования, а финансовые модели проектов получат фиксирование на более раннем этапе.
Негативно сказалось то, что при установлении границ Новой Москвы территории ряда городских округов и сельскохозяйственных предприятий Московской области оказались «зажатыми» не только в каркасы ландшафтных объектов и транспортной системы, но и в сложившийся «правовой» каркас зонирования, зачастую рассогласованного между смежными административными территориями, входящими в развивающиеся агломерационные связи.
Разработка же землеустроительной документации на межселенные территории почти не проводилась, а лишь готовилась градостроительная документация, охватывавшая земли поселений, городских округов, и устанавливались градостроительные регламенты. В результате отсутствия должного землеустроительного сопровождения процедур земельного и жилищного рынков и объективной оценки стоимостей земельных участков при управлении природопользованием и комплексном устойчивом развитии инвестиционно привлекательных территорий — ситуация осложнилась: в новой реальности наиболее интенсивно стали застраиваться многоэтажными жилыми коммерческими домами территории городских округов ближнего Подмосковья. А поскольку ряд лет выкупные цены оставались прежними, то инвестиционная привлекательность всех земель у МКАД значительно повысилась, одновременно искусственно уменьшились в общих стоимостях строительства нового жилья доли затрат инвесторов на приобретение прав долгосрочной аренды (либо цены выкупа) по застраиваемым земельным участкам (от 12,07 % в Мытищах до 29,88 % в Красногорске) [2, 3].