Уже два года как мы наблюдаем всплеск интереса российских компаний к продвижению своих товаров и услуг за рубежом. Вопрос экспорта актуален для всех, кто озабочен вопросами стабильности спроса, потенциала развития компании и не хочет ограничивать свои перспективы локальным рынком. Бизнес-миссии, выставки, ярмарки, форумы, конференции — все направлено на то, чтобы утолить информационный голод, поделиться опытом, найти пути выхода на мировой рынок.
Вырос интерес и к международным торговым площадкам как доступному способу быстро запустить свою продукцию онлайн по всему миру, протестировать спрос, оценить свое предложение и узнать, чего ждет иностранный покупатель. Изначально Россия рассматривала Alibaba.com как площадку для поиска поставщиков из Китая, где весь интерфейс на английском, где оптовые цены, подробное описание, система верификации продавцов, где менеджеры китайских компаний общаются на английском и русском, что упрощает процесс поиска и выбора поставщика. В этом причина популярности Alibaba.com по сравнению с полностью китайским каталогом предприятий КНР 1688. com. Русские компании очень хорошо ориентируется на площадке, когда речь идет о поиске, Россия стоит на 2-м месте по количеству закупок на Alibaba.com после США.
Так было до 2018 года. Теперь 70 % регистрируемых аккаунтов из российской доменной зоны — это продавцы. Они уже понимают, что будущее, в котором отсутствие товаров компании онлайн означает конец компании, — уже пришло. Что же нужно знать нашим компаниям? С чем они столкнутся?
Технически площадка Alibaba.com является глобальным В2В-маркетплейсом, но по факту это справедливо только для китайских поставщиков. Для всех остальных Alibaba.com — это электронный каталог товаров и услуг поставщиков со всего мира, с трафиком №1 в категории «экспорт и импорт», с автоматическим переводом на 16-ти языковых платформах, с SEO-продвижением в мировых поисковых системах, с отдельными приложениями для покупателя и продавца, с собственной тендерной подплощадкой. В отличие от Amazon компанию Alibaba нельзя называть розничным продавцом в традиционном смысле — она не создает запасов товаров, а логистические услуги предоставляются сторонними поставщиками [2, с. 17].