По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 616.89 DOI:10.33920/med-01-2301-02

Посттравматическое стрессовое расстройство (обзор литературы)

Пахомова С.А. к.м.н., доцент кафедры психиатрии, наркологии, психотерапии и клинической психологии, ФГБОУ ВО «Саратовский государственный медицинский университет им. В.И. Разумовского» Минздрава России, 410012, г. Саратов, ул. Б. Казачья, 112, e-mail: sve-pakhomova@yandex.ru, ORCID 0000-0001-7226-8485
Барыльник Ю.Б. д.м.н., заведующая кафедрой психиатрии, наркологии, психотерапии и клинической психологии, ФГБОУ ВО «Саратовский государственный медицинский университет им. В.И. Разумовского» Минздрава России, 410012, г. Саратов, ул. Б. Казачья, 112, e-mail: juljab@yandex.ru, ORCID 0000-0001-6837-5894
Мурылев В.Ю. старший преподаватель кафедры мобилизационной подготовки здравоохранения и медицины катастроф, ФГБОУ ВО «Саратовский государственный медицинский университет им. В.И. Разумовского» Минздрава России, 410012, г. Саратов, ул. Б. Казачья, 112, e-mail: sarmvu@mail.ru, ORCID 0000-0002-4257-3291
Атапина Е.А. клинический ординатор кафедры психиатрии, наркологии, психотерапии и клинической психологии, ФГБОУ ВО «Саратовский государственный медицинский университет им. В.И. Разумовского» Минздрава России, 410012, г. Саратов, ул. Б. Казачья, 112, e-mail: ekaeka2020@bk.ru, ORCID 0000-0001-6582-0411
Бычкова П.П. клинический ординатор кафедры психиатрии, наркологии, психотерапии и клинической психологии, ФГБОУ ВО «Саратовский государственный медицинский университет им. В.И. Разумовского» Минздрава России, 410012, г. Саратов, ул. Б. Казачья, e-mail: ovchinnikova.11b@gmail.com, ORCID 0000-0001-6657-8356
Афутина С.В. клинический ординатор кафедры психиатрии, наркологии, психотерапии и клинической психологии, ФГБОУ ВО «Саратовский государственный медицинский университет им. В.И. Разумовского» Минздрава России, 410012, г. Саратов, ул. Б. Казачья, 112, e-mail: ovchinnikova.11b@gmail.com, ORCID 0000-0003-0416-1621
Абросимова Ю.С. к.м.н., доцент кафедры психиатрии, наркологии, психотерапии и клинической психологии, ФГБОУ ВО «Саратовский государственный медицинский университет им. В.И. Разумовского» Минздрава России, 410012, г. Саратов, ул. Б. Казачья, 112, e-mail: julia-abrosimova@yandex.ru, ORCID 000-0002-7138-4852

Актуальность проблемы. Посттравматическое стрессовое расстройство, включенное в МКБ-10 в рубрику «Реакция на тяжелый стресс и нарушения адаптации», является одним из расстройств, значительно ослабляющих здоровье, сопровождающих пережитую травму. Определение риска и своевременная ранняя диагностика посттравматического стрессового расстройства (ПТСР) являются необходимым условием для эффективной медицинской помощи и профилактики. В статье, основываясь на данных изученного научного материала, рассматриваются особенности диагностики, клиники, профилактики и терапии посттравматического стрессового расстройства.

Литература:

1. Кекелидзе З.И., Портнова А.А. Посттравматическое стрессовое расстройство у детей и подростков //Журнал неврологии и психиатрии им. CC Корсакова. — 2002. — Т. 102. — №. 12. — С. 56–62.

2. Цуциева Ж.Ч. Психология посттравматического стрессового расстройства у детей //Вестник психотерапии. — 2007. — №. 24. — С. 194–195.

3. Добряков И.В. Клинические особенности острого посттравматического стрессового расстройства у детей и //Прикладная юридическая психология. — 2008. — №. 3. — С. 53–54.

4. Есина О.Б., Макаров И.В. Клинические проявления ПТСР у детей и их взаимосвязи с родительскими копингами //Обозрение психиатрии и медицинской психологии. — 2013. — Т. 77. — С. 43.

5. Токарева А.А., Гладышева В.А., Воронина М.А. Особенности проявления посттравматического стрессового расстройства у детей, пострадавших от преступных посягательств //Научный форум: Педагогика и психология. — 2018. — С. 32–37.

6. Щепина А.И. Взаимосвязь индивидуально-психологических характеристик и признаков посттравматического стресса у детей: дис. — М.: [Ин-т психологии РАН], 2004.

7. Маллаев Д.М., Магомедов М.Г. Диагностика посттравматических стрессовых расстройств у детей //Известия Дагестанского государственного педагогического университета. Психолого-педагогические науки. — 2008. — №. 1. — С. 30–37.

8. Есина О.Б. Способность специалистов психиатрических служб к распознаванию симптомов ПТСР у детей и подростков //Уральский медицинский журнал. — 2011. — №. 11. — С. 14–17.

9. Цуциева Ж.Ч. Психологические проявления и особенности диагностики признаков посттравматических стрессовых расстройств у детей, жертв терроризма //Вестник психотерапии. — 2007. — №. 23. — С. 138–139.

10. Руденко С.В. Рекомендации по работе с проявлениями ПТСР у детей //ББК: 88.2+ 56.1 Т 65 ISBN 978-5-6042162-7-9 Рекомендована к печати ученым советом ГОУ ВПО «Донецкий педагогический институт» (протокол № 9 от 06.05. 2019 г.). — 2019. — С. 314.

11. Тарабрина Н.В. Теоретико-эмпирические исследования посттравматического стресса //Психологический журнал. — 2007. — Т. 28. — №. 4. — С. 5–14.

12. Тарабрина Н.В. Теоретико-эмпирические исследования посттравматического стресса //Психологический журнал. — 2007. — Т. 28. — №. 4. — С. 5–14.

13. Цуциева Ж.Ч. Посттравматические стрессовые расстройства у детей, жертв террористического акта в Беслане: психологические аспекты //Вестник психотерапии. — 2006. — №. 19. — С. 167–168.

14. Магомедов М.Г. Специфика посттравматических стрессовых расстройств у детей на отдаленном этапе травматизации //Гуманизация образования. — 2012. — №. 3. — С. 45–50.

15. Есина О.Б., Кремлева О.В. Влияние стилей воспитания в семье на развитие и клинические особенности ПТСР у детей //Уральский медицинский журнал. — 2017. — №. 8. — С. 38–42.

16. Тюрина А.С. Преодоление посттравматического стрессового расстройства у детей, попавших в сложную жизненную ситуацию, посредством кинезиотерапии: дис. — 2022.

17. Цуциева Ж.Ч. Коррекция посттравматического стресса у детей //Психопедагогика в правоохранительных органах. — 2009. — №. 2. — С. 50–52.

18. Тарабрина Н.В. Психология посттравматического стресса: интегративный подход //СПб.: РГПУ. — 2008.

19. Макарчук А.В. Психологические последствия насилия у детей 10–13 лет: дис. — М.: [Ин-т психологии РАН], 2004.

20. Цыганков, Б.Д. Кросскультурные аспекты реагирования на стресс / Б.Д. Цыганков, А.А. Овчинников, А.Н. Султанова // Психическое здоровье. — 2018.

21. Жарук И.А. Посттравматический стресс у детей с ревматоидным артритом //Психология XXI века: Современные тенденции развития науки и практики в психологии. — 2018. — С. 191–192.

22. Miteva P. Кризисная интервенция для детей в школе (при посттравматичeском стрессовом расстройстве — ПТСР). Мектептегі балаларға арналған басқыншылық дағдарысы (жарақат негізінде стрестік күйдің бұзылуы мысалында) //Вестник КазНУ. Серия педагогическая. — 2016. — Т. 36. — №. 2.

23. Есина О.Б. Особенности клинических проявлений посттравматическое стрессовое расстройство у детей //Уральский медицинский журнал. — 2020. — №. 11. — С. 39–45.

24. Москалев С.В. Особенности проявления посттравматического стрессового расстройства у детей дошкольного возраста //Материалы международного научного форума обучающихся» Молодежь в науке и творчестве». — 2016. — С. 378–379.

25. Рыбников В.Ю., Цуциева Ж.Ч. Психологический статус детей и подростков, жертв террористического акта, в отдалённом периоде после психотравмы //Прикладная юридическая психология. — 2010. — №. 3. — С. 37–43.

26. Алексанин С.С., Рыбников В.Ю., Цуциева Ж.Ч. Феноменология посттравматического стрессового расстройства и особенности психического статуса детей, жертв террористического акта, в раннем периоде после психотравмы //Вестник психотерапии. — 2010. — №. 35. — С. 83–92.

27. Трушкина С.В. Стресс и его последствия у детей первых лет жизни //Современное дошкольное образование. Теория и практика. — 2018. — №. 3 (85). — С. 24–31.

28. Текоева З.С. Особенности эмоционально-личностного развития детей с ПТСР (лонгитюдное исследование детей г. Беслан 2005–2015 гг.) //Современное дошкольное образование. Теория и практика. — 2017. — №. 7 (79). — С. 38–45.

29. Цуциева Ж.Ч. Феноменология, психодиагностика и психологическая коррекция посттравматических стрессовых расстройств у детей-жертв террористического акта: особенности, психодиагностика и коррекция //Вестник психотерапии. — 2009. — №. 32. — С. 84–89.

30. Ахмедова Х. Эрготерапия детей-беженцев с посстравматическими стрессовыми расстройствами //Консультативная психология и психотерапия. — 2001. — Т. 9. — №. 4. — С. 196–205.

31. Брязгунов И.П., Михайлов А.Н., Столярова Е.В. Посттравматическое стрессовое расстройство у детей и подростков. — Медпрактика-М, 2008.

32. Михайлова Є.А. и др. Особенности формирования посттравматического стрессового расстройства (ПТСР) в детском возрасте. — 2015.

33. Сергиенко Е.А., Тарабрина Н.В. Фундаментальные исследования по психологии развития в Институте психологии РАН и их значение для здоровья и образования детей //Психологический журнал. — 2007. — Т. 28. — №. 4. — С. 35–44.

34. Магомедов М.Г. Психолого-педагогическое сопровождение детей с посттравматическими стрессовыми расстройствами //Сибирский педагогический журнал. — 2007. — №. 14. — С. 399–405.

35. Воронцов Д.Б. Особенности буллинга в школе //Вестник Череповецкого государственного университета. — 2020. — №. 2 (95). — С. 129–137.

36. Кривцова С.В. Буллинг в школе VS сплоченность неравнодушных //М.: Федеральный институт развития образования. — 2011.

37. Кривцова С., Шапкина А., Белевич А. Буллинг в школах мира: Австрия, Германия, Россия //Образовательная политика. — 2016. — №. 3 (73). — С. 97–119.

38. Мужилевская Д.В., Слепухина Г.В. Буллинг в школе как общественная проблема //Modern Science. — 2019. — №. 12–2. — С. 350–352.

39. Сафронова М.В. Буллинг в образовательной среде мифы и реальность //Мир науки, культуры, образования. — 2014. — №. 3 (46). — С. 182–185.

40. Бутенко В.Н., Сидоренко О.А. Буллинг в школьной образовательной среде: опыт исследования психологических особенностей «обидчиков» и «жертв» //Вестник Красноярского государственного педагогического университета им. ВП Астафьева. — 2015. — №. 3 (33). — С. 138–143.

41. Бутовская М.Л., Русакова Г.С. Буллинг и буллеры в современной российской школе //Этнографическое обозрение. — 2016. — №. 2. — С. 9

42. Горлова И.Ю., Кузнецова О.З. Буллинг в образовательных учреждениях //Электронный научно-методический журнал Омского ГАУ. — 2019. — №. S6. — С. 8.

43. Шалагинова К.С., Куликова Т.И., Черкасова С.А. Теоретико-методические основы деятельности педагога-психолога по предотвращению буллинга в школах Тульского региона: гендерно-возрастной аспект. — 2014.

44. Бочавер А.А., Хломов К.Д. Буллинг как объект исследований и культурный феномен //Психология. Журнал высшей школы экономики. — 2013. — Т. 10. — №. 3. — С. 149–159.

45. Новикова М.А., Реан А.А., Коновалов И.А. Буллинг в российских школах: опыт диагностики распространенности, половозрастных особенностей и связи со школьным климатом //Вопросы образования. — 2021. — №. 3. — С. 62–90.

46. Собкин В.С., Смыслова М.М. Буллинг в стенах школы: влияние социокультурного контекста (по материалам кросскультурного исследования) //Социальная психология и общество. — 2014. — Т. 5. — №. 2. — С. 71–86.

47. Калинина Р.Р. Буллинг в образовательной среде: проблема и пути изучения //Психология человека в условиях здоровья и болезни. — 2015. — С. 254–258.

48. Гурьева В.А. и др. Клиническая и судебная подростковая психиатрия. — 2007.

49. Шевченко Ю.С. и др. Детская и подростковая психиатрия. — 2017.

50. Краснова П.В. Детская и подростковая психиатрия (обзор) //Психиатрия, психотерапия и клиническая психология. — 2018. — Т. 9. — №. 1. — С. 99–109.

51. Висневская Л.Я. Обзор трех номеров журнала» Европейская детская и подростковая психиатрия» (European Child and Adolescent Psychiatry, 1994,№ 1, 2, 3) //Социальная и клиническая психиатрия. — 1996. — Т. 6. — №. 4. — С. 143–148.

52. Yehuda R. Post-traumatic stress disorder //New England journal of medicine. — 2002. — Т. 346. — №. 2. — С. 108–114.

53. Shalev A., Liberzon I., Marmar C. Post-traumatic stress disorder //New England journal of medicine. — 2017. — Т. 376. — №. 25. — С. 2459–2469.

54. Pitman R.K. et al. Biological studies of post-traumatic stress disorder //nature Reviews neuroscience. — 2012. — Т. 13. — №. 11. — С. 769–787.

55. Nielsen M.B. et al. Post-traumatic stress disorder as a consequence of bullying at work and at school. A literature review and meta-analysis // Aggression and violent behavior. — 2015. — Т. 21. — С. 17–24.

56. Khamis V. Post-traumatic stress disorder among school age Palestinian children //Child abuse & neglect. — 2005. — Т. 29. — №. 1. — С. 81–95.

57. Plexousakis S.S. et al. School bullying and post-traumatic stress disorder symptoms: The role of parental bonding //Frontiers in public health. — 2019. — Т. 7. — С. 75.

1. Kekelidze Z.I., Portnova A.A. Posttravmaticheskoe stressovoe rasstroistvo u detei i podrostkov [Post-traumatic stress disorder in children and adolescents] // Zhurnal nevrologii i psikhiatrii im. S.S. Korsakova [Journal of Neurology and Psychiatry named after S.S. Korsakov]. — 2002. — Vol. 102. — No. 12. — P. 56–62. (In Russ.)

2. Tsutsieva Zh.Ch. Psikhologiia posttravmaticheskogo stressovogo rasstroistva u detei [Psychology of post-traumatic stress disorder in children] // Vestnik psikhoterapii [Bulletin of Psychotherapy]. — 2007. — №. 24. — P. 194–195. (In Russ.)

3. Dobriakov I.V. Klinicheskie osobennosti ostrogo posttravmaticheskogo stressovogo rasstroistva u detei [Clinical features of acute post-traumatic stress disorder in children] // Prikladnaia iuridicheskaia psikhologiia [Applied Legal Psychology]. — 2008. — No. 3. — P. 53–54. (In Russ.)

4. Esina O.B., Makarov I.V. Klinicheskie proiavleniia PTSR u detei i ikh vzaimosviazi s roditel'skimi kopingami [Clinical manifestations of PTSD in children and their relationship with parental coping] // Obozrenie psikhiatrii i meditsinskoi psikhologii [Review of Psychiatry and Medical Psychology]. — 2013. — Vol. 77. — P. 43. (In Russ.)

5. Tokareva A.A., Gladysheva V.A., Voronina M.A. Osobennosti proiavleniia posttravmaticheskogo stressovogo rasstroistva u detei, postradavshikh ot prestupnykh posiagatelstv [Features of the manifestation of post-traumatic stress disorder in children affected by criminal assaults] // Nauchnyi forum: Pedagogika i psikhologiia [Scientific Forum: Pedagogy and Psychology]. — 2018. — P. 32–37. (In Russ.)

6. Shchepina A.I. Vzaimosviaz individualno-psikhologicheskikh kharakteristik i priznakov posttravmaticheskogo stressa u detei [Interrelation of individual psychological characteristics and signs of post-traumatic stress in children]: thesis. — M.: Institute of Psychology of the Russian Academy of Sciences, 2004. (In Russ.)

7. Mallaev D.M., Magomedov M.G. Diagnostika posttravmaticheskikh stressovykh rasstroistv u detei [Diagnosis of post-traumatic stress disorders in children] // Izvestiia Dagestanskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta. Psikhologo-pedagogicheskie nauki [News of the Dagestan State Pedagogical University. Psychological and Pedagogical Sciences]. — 2008. — No. 1. — P. 30–37. (In Russ.)

8. Esina O.B. Sposobnost spetsialistov psikhiatricheskikh sluzhb k raspoznavaniiu simptomov PTSR u detei i podrostkov [The ability of psychiatric services specialists to recognize symptoms of PTSD in children and adolescents] // Uralskii meditsinskii zhurnal [Ural Medical Journal]. — 2011. — №. 11. — P. 14–17. (In Russ.)

9. Tsutsieva Zh.Ch. Psikhologicheskie proiavleniia i osobennosti diagnostiki priznakov posttravmaticheskikh stressovykh rasstroistv u detei, zhertv terrorizma [Psychological manifestations and features of diagnosis of signs of post-traumatic stress disorders in children, victims of terrorism] // Vestnik psikhoterapii [Bulletin of Psychotherapy]. — 2007. — №. 23. — P. 138–139. (In Russ.)

10. Rudenko S.V. Rekomendatsii po rabote s proiavleniiami PTSR u detei [Recommendations for working with manifestations of PTSD in children] // BBK: 88.2+ 56.1 Vol. 65 ISBN 978-5-6042162-7-9 Recommended for publication by the Academic Council of the Donetsk Pedagogical Institute (Protocol No. 9 of 06.05. 2019). — 2019. — P. 314. (In Russ.)

11. Tarabrina N.V. Teoretiko-empiricheskie issledovaniia posttravmaticheskogo stressa [Theoretical and empirical studies of post-traumatic stress] // Psikhologicheskii zhurnal [Psychological Journal]. — 2007. — Vol. 28. — No. 4. — P. 5–14. (In Russ.)

12. Tarabrina N.V. Teoretiko-empiricheskie issledovaniia posttravmaticheskogo stressa [Theoretical and empirical studies of post-traumatic stress] // Psikhologicheskii zhurnal [Psychological Journal]. — 2007. — Vol. 28. — No. 4. — P. 5–14. (In Russ.)

13. Tsutsieva Zh.Ch. Posttravmaticheskie stressovye rasstroistva u detei, zhertv terroristicheskogo akta v Beslane: psikhologicheskie aspekty [Post-traumatic stress disorders in children, victims of the terrorist act in Beslan: psychological aspects] // Vestnik psikhoterapii [Bulletin of Psychotherapy]. — 2006. — №. 19. — P. 167–168. (In Russ.)

14. Magomedov M.G. Spetsifika posttravmaticheskikh stressovykh rasstroistv u detei na otdalennom etape travmatizatsii [Specificity of post-traumatic stress disorders in children at a distant stage of traumatization] // Gumanizatsiia obrazovaniia [Humanization of Education]. — 2012. — No. 3. — P. 45–50. (In Russ.)

15. Esina O.B., Kremleva O.V. Vliianie stilei vospitaniia v semie na razvitie i klinicheskie osobennosti PTSR u detei [Influence of parenting styles in the family on the development and clinical features of PTSD in children] // Uralskii meditsinskii zhurnal [Ural Medical Journal]. — 2017. — №. 8. — P. 38–42. (In Russ.)

16. Tiurina A.S. Preodolenie posttravmaticheskogo stressovogo rasstroistva u detei, popavshikh v slozhnuiu zhiznennuiu situatsiiu, posredstvom kinezioterapii [Overcoming post-traumatic stress disorder in children in a difficult life situation through kinesiotherapy]: thesis. — 2022. (In Russ.)

17. Tsutsieva Zh.Ch. Korrektsiia posttravmaticheskogo stressau detei [Correction of post-traumatic stress in children] // Psikhopedagogika v pravookhranitelnykh organakh [Psychopedagogy in Law Enforcement Agencies]. — 2009. — No. 2. — P. 50–52. (In Russ.)

18. Tarabrina N.V. Psikhologiia posttravmaticheskogo stressa: integrativnyi podkhod [Psychology of post-traumatic stress: integrative approach] // St. Petersburg: RSPU. — 2008. (In Russ.)

19. Makarchuk A.V. Psikhologicheskie posledstviia nasiliia u detei 10–13 let [Psychological consequences of violence in children aged 10–13]: thesis. — M.: Institute of Psychology of the Russian Academy of Sciences, 2004. (In Russ.)

20. Tsygankov, B.D. Krosskulturnye aspekty reagirovaniia na stress [Cross-cultural aspects of stress response] / B.D. Tsygankov, A.A. Ovchinnikov, A.N. Sultanova // Psikhicheskoe zdorovie [Mental Health]. — 2018. (In Russ.)

21. Zharuk I.A. Posttravmaticheskii stress u detei s revmatoidnym artritom [Post-traumatic stress in children with rheumatoid arthritis] // Psikhologiia XXI veka: Sovremennye tendentsii razvitiia nauki i praktiki v psikhologii [Psychology of the XXI century: Modern trends in the development of science and practice in psychology]. — 2018. — P. 191–192. (In Russ.)

22. Miteva P. Krizisnaia interventsiia dlia detei v shkole (pri posttravmaticheskom stressovom rasstroistve — PTSR) [Crisis intervention for children at school (with post-traumatic stress disorder — PTSD)]. Mekteptegi balalarga arnalgan baskynshylyk dagdarysy (zharakat negizinde strestik kuydin buzyluy mysalynda) // Vestnik KazNU [KazNU Bulletin]. Pedagogical series. — 2016. — Vol. 36. — No. 2. (In Russ.)

23. Esina O.B. Osobennosti klinicheskikh proiavlenii posttravmaticheskoe stressovoe rasstroistvo u detei [Features of clinical manifestations of post-traumatic stress disorder in children] // Uralskii meditsinskii zhurnal [Ural Medical Journal]. — 2020. — №. 11. — P. 39–45. (In Russ.)

24. Moskalev S.V. Osobennosti proiavleniia posttravmaticheskogo stressovogo rasstroistva u detei doshkolnogo vozrasta [Features of the manifestation of post-traumatic stress disorder in preschool children] //Materials of the international scientific forum of students «Youth in Science and Creativity». — 2016. — P. 378–379. (In Russ.)

25. Rybnikov V.Iu., Tsutsieva Zh.Ch. Psikhologicheskii status detei i podrostkov, zhertv terroristicheskogo akta, v otdalennom periode posle psikhotravmy [Psychological status of children and adolescents, victims of a terrorist act, in the long-term period after psychotrauma] // Prikladnaia iuridicheskaia psikhologiia [Applied Legal Psychology]. — 2010. — No. 3. — P. 37–43. (In Russ.)

26. Aleksanin S.S., Rybnikov V.Iu., Tsutsieva Zh.Ch. Fenomenologiia posttravmaticheskogo stressovogo rasstroistva i osobennosti psikhicheskogo statusa detei, zhertv terroristicheskogo akta, v rannem periode posle psikhotravmy [Phenomenology of post-traumatic stress disorder and features of the mental status of children, victims of a terrorist act, in the early period after psychotrauma] // Vestnik psikhoterapii [Bulletin of Psychotherapy]. — 2010. — No. 35. — P. 83–92. (In Russ.)

27. Trushkina S.V. Stress i ego posledstviia u detei pervykh let zhizni [Stress and its consequences in children of the first years of life] // Sovremennoe doshkolnoe obrazovanie. Teoriia i praktika [Modern Preschool Education. Theory and Practice]. — 2018. — №. 3 (85). — P. 24–31. (In Russ.)

28. Tekoeva Z.S. Osobennosti emotsionalno-lichnostnogo razvitiia detei s PTSR (longitiudnoe issledovanie detei g. Beslan 2005–2015 gg.) [Features of emotional and personal development of children with PTSD (longitudinal study of children in Beslan 2005–2015)] // Sovremennoe doshkolnoe obrazovanie. Teoriia i praktika [Modern Preschool Education. Theory and Practice]. — 2017. — №. 7 (79). — P. 38–45. (In Russ.)

29. Tsutsieva Zh.Ch. Fenomenologiia, psikhodiagnostika i psikhologicheskaia korrektsiia posttramaticheskikh stressovykh rasstroistv u detei-zhertv terroristicheskogo akta: osobennosti, psikhodiagnostika i korrektsiia [Phenomenology, psychodiagnostics and psychological correction of post-traumatic stress disorders in child victims of a terrorist act: features, psychodiagnostics and correction] // Vestnik psikhoterapii [Bulletin of Psychotherapy]. — 2009. — No. 32. — P. 84–89. (In Russ.)

30. Akhmedova Kh. Ergoterapiia detei-bezhentsev s posstravmaticheskimi stressovymi rasstroistvami [Occupational therapy of refugee children with post-traumatic stress disorders] // Konsultativnaia psikhologiia i psikhoterapiia [Counseling Psychology and Psychotherapy]. — 2001. — Vol. 9. — No. 4. — P. 196–205. (In Russ.)

31. Briazgunov I.P., Mikhailov A.N., Stoliarova E.V. Posttravmaticheskoe stressovoe rasstroistvo u detei i podrostkov [Post-traumatic stress disorder in children and adolescents]. — Medpraktika-M, 2008. (In Russ.)

32. Mikhailova E.A. et al. Osobennosti formirovaniia posttstravmaticheskogo stressovogo rasstroistva (PTSR) v detskom vozraste [Features of the formation of post-traumatic stress disorder (PTSD) in childhood]. — 2015. (In Russ.)

33. Sergienko E.A., Tarabrina N.V. Fundamentalnye issledovaniia po psikhologii razvitiia v Institute psikhologii RAN i ikh znachenie dlia zdorovia i obrazovaniia detei [Fundamental research on developmental psychology at the Institute of Psychology of the Russian Academy of Sciences and their significance for children's health and education] // Psikhologicheskii zhurnal [Psychological Journal]. — 2007. — Vol. 28. — No. 4. — P. 35–44. (In Russ.)

34. Magomedov M.G. Psikhologo-pedagogicheskoe soprovozhdenie detei s lospravmaticheskimi stressovymi rasstroistvami [Psychological and pedagogical support of children with post-traumatic stress disorders] // Sibirskii pedagogicheskii zhurnal [Siberian Pedagogical Journal]. — 2007. — no.

14. — P. 399–405. (In Russ.)

35. Vorontsov D.B. Osobennosti bullinga v shkole [Features of bullying at school] // Vestnik Cherepovetskogo gosudarstvennogo universiteta [Bulletin of the Cherepovets State University]. — 2020. — №. 2 (95). — P. 129–137. (In Russ.)

36. Krivtsova S.V. Bulling v shkole VS splochennost neravnodushnykh [Bullying at school vs the cohesion of those who are not indifferent] //Moscow: Federal Institute of Education Development. — 2011. (In Russ.)

37. Krivtsova S., Shapkina A., Belevich A. Bulling v shkolakh mira: Avstriia, Germaniia, Rossiia [Bullying in schools of the world: Austria, Germany, Russia] // Obrazovatelnaia politika [Educational Policy]. — 2016. — №. 3 (73). — P. 97–119. (In Russ.)

38. Muzhilevskaia D.V., Slepukhina G.V. Bulling v shkole kak obshchestvennaia problema [Bullying at school as a public problem] // Modern Science. — 2019. — №. 12–2. — P. 350–352. (In Russ.)

39. Safronova M.V. Bulling v obrazovatelnoi srede mify i realnost [Bullying in the educational environment myths and reality] // Mir nauki, kultury, obrazovaniia [World of Science, Culture, Education]. — 2014. — №. 3 (46). — P. 182–185. (In Russ.)

40. Butenko V.N., Sidorenko O.A. Bulling v shkolnoi obrazovatelnoi srede: opyt issledovaniia psikhologicheskikh osobennostei «obidchikov» i «zhertv» [Bullying in the school educational environment: the experience of studying the psychological characteristics of «offenders» and «victims»] // Vestnik Krasnoiarskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta im. VP Astafieva [Bulletin of the Krasnoyarsk State Pedagogical University named after V.P. Astafiev]. — 2015. — №. 3 (33). — P. 138–143. (In Russ.)

41. Butovskaia M.L., Rusakova G.S. Bulling i bullery v sovremennoi rossiiskoi shkole [Bullying and bullers in the modern Russian school] // Etnograficheskoe obozrenie [Ethnographic Review]. — 2016. — No. 2. — P. 9. (In Russ.)

42. Gorlova I.Iu., Kuznetsova O.Z. Bulling v obrazovatelnykh uchrezhdeniiakh [Bullying in educational institutions] // Elektronnyi nauchno-metodicheskii zhurnal Omskogo GAU [Electronic scientific and methodological journal of the Omsk State Agrarian University]. — 2019. — No. S6. — P. 8. (In Russ.)

43. Shalaginova K.S., Kulikova T.I., Cherkasova S.A. Teoretiko-metodicheskie osnovy deiatelnosti pedagoga-psikhologa po predotvrashcheniiu bullinga v shkolakh Tulskogo regiona: genderno-vozrastnoi aspekt [Theoretical and methodological foundations of the activity of a teacher-psychologist to prevent bullying in schools of the Tula region: gender and age aspect]. — 2014. (In Russ.)

44. Bochaver A.A., Khlomov K.D. Bulling kak obiekt issledovanii i kulturnyi fenomen [Bullying as an object of research and cultural phenomenon] // Psikhologiia. Zhurnal vysshei shkoly ekonomiki [Psychology. Journal of the Higher School of Economics]. — 2013. — Vol. 10. — No. 3. — P. 149–159. (In Russ.)

45. Novikova M.A., Rean A.A., Konovalov I.A. Bulling v rossiiskikh shkolakh: opyt diagnostiki rasprostranennosti, polovozrastnykh osobennostei i sviazi so shkolnym klimatom [Bullying in Russian schools: experience in diagnosing prevalence, gender and age characteristics and connection with the school climate] // Voprosy obrazovaniia [Education Issues]. — 2021. — No. 3. — P. 62–90. (In Russ.)

46. Sobkin V.S., Smyslova M.M. Bulling v stenakh shkoly: vliianie sotsiokulturnogo konteksta (po materialam krosskulturnogo issledovaniia) [Bullying within the walls of the school: the influence of the socio-cultural context (based on cross-cultural research)] // Sotsialnaia psikhologiia i obshchestvo [Social Psychology and Society]. — 2014. — Vol. 5. — No. 2. — P. 71–86. (In Russ.)

47. Kalinina R.R. Bulling v obrazovatelnoi srede: problema i puti izucheniia [Bullying in the educational environment: the problem and ways of studying] // Psikhologiia cheloveka v usloviiakh zdorovia i bolezni [Human Psychology in Conditions of Health and Illness]. — 2015. — P. 254–258. (In Russ.)

48. Gurieva V.A. et al. Klinicheskaia i sudebnaia podrostkovaia psikhiatriia [Clinical and forensic adolescent psychiatry]. — 2007. (In Russ.)

49. Shevchenko Iu.S. et al. Detskaia i podrostkovaia psikhiatriia [Child and adolescent psychiatry]. — 2017. (In Russ.)

50. Krasnova P.V. Detskaia i podrostkovaia psikhiatriia (obzor) [Child and adolescent psychiatry (review)] // Psikhiatriia, psikhoterapiia i klinicheskaia psikhologiia [Psychiatry, Psychotherapy and Clinical Psychology]. — 2018. — Vol. 9. — No. 1. — P. 99–109. (In Russ.)

51. Visnevskaia L.Ia. Obzor trekh nomerov zhurnala «Evropeiskaia detskaia i podrostkovaia psikhiatriia» (European Child and Adolescent Psychiatry, 1994, № 1, 2, 3) [Review of three issues of the journal «European Child and Adolescent Psychiatry», 1994, № 1, 2, 3 // Sotsialnaia i klinicheskaia psikhiatriia [Social and Clinical Psychiatry]. — 1996. — Vol. 6. — No. 4. — P. 143–148. (In Russ.)

52. Yehuda R. Post-traumatic stress disorder //New England journal of medicine. — 2002. — Vol. 346. — No. 2. — P. 108–114.

53. Shalev A., Liberzon I., Marmar C. Post-traumatic stress disorder // New England journal of medicine. — 2017. — Vol. 376. — No. 25. — P. 2459–2469.

54. Pitman R.K. et al. Biological studies of post-traumatic stress disorder //nature Reviews neuroscience. — 2012. — Vol. 13. — No. 11. — P. 769–787.

55. Nielsen M.B. et al. Post-traumatic stress disorder as a consequence of bullying at work and at school. A literature review and meta-analysis // Aggression and violent behavior. — 2015. — Vol. 21. — P. 17–24.

56. Khamis V. Post-traumatic stress disorder among school age Palestinian children //Child abuse & neglect. — 2005. — Vol. 29. — No. 1. — P. 81–95.

57. Plexousakis S.S. et al. School bullying and post-traumatic stress disorder symptoms: The role of parental bonding //Frontiers in public health. — 2019. — Vol. 7. — P. 75.

Целью настоящего обзора является описание имеющегося на сегодняшний день заболевания «Посттравматического стрессового расстройства», его современное представление риска развития для поиска эффективной медицинской помощи и профилактики.

Проведено изучение научного материала по теме посттравматического стрессового расстройства, включающего монографии и руководства ведущих отечественных и зарубежных специалистов в данной области психиатрии, протоколы и клинические рекомендации по ведению пациентов с посттравматическим стрессовым расстройством (ПТСР), опубликованных на сайте Российского общества психиатров (РОП), а также русскоязычные и англоязычные статьи, доступные в базах данных: ELibrary.ru, Web of Science, Scopus, Clinical Case, PubMed, Cross Ref, Google Scholar, Europe PMC, RecearchGate, NCBI, ScienceDirect, Cambridge Core, Wiley Online Library и Cochrane Database of Systematic Reviews. Поиск материалов осуществлен, по ключевым словам: ПТСР, посттравматическое стрессовое расстройство. Критерии включения: полнотекстовые статьи на русском и английском языках; оригинальные исследования; клинические наблюдения; монографии; руководства. Всего найдено 57 публикаций.

Определение посттравматического стрессового расстройства. Стресс (от английского — stress — «давление, нажим, напряжение») обозначает напряжение, прикладывание к системе, давление. Впервые, применительно к медицине, этот термин был использован в 1936 году канадским физиологом Гансом Селье. Сегодня под термином стресс подразумевается неспецифическая реакция организма на чрезвычайные раздражители, последние обозначены как стрессоры [1]. Эмоциональный стресс связан с процессами, имеющими как психическую, так и физиологическую составляющую, служит следствием субъективной оценки ситуаций и выражается в форме переживаний, чувств и настроения. Психологический стресс обусловлен социальными факторами, возникает, когда человек воспринимает ситуацию, в которой он находится, как трудную или угрожающую, вызывающую такие отрицательные эмоции, как тревога, страх или гнев. Травматический стресс — переживание особого рода, результат взаимодействия человека и окружающего мира, нормальная реакция на ненормальные состояния, обстоятельства, возникающие у человека, который пережил нечто, выходящее за рамки обычного человеческого опыта (угроза жизни, смерть, ранение, насилие и т. п.) [2]. Стресс становится травматическим, когда результатом воздействия стрессора, по аналогии с физическими нарушениями, будет какое-либо нарушение в психической сфере в виде изменений когнитивной модели мира, аффективной сферы, неврологических механизмов, системы памяти, при этом в качестве стрессора выступают экстремальные кризисные ситуации. Выделяют четыре механизма развития психотравмы.

Для Цитирования:
Пахомова С.А., Барыльник Ю.Б., Мурылев В.Ю., Атапина Е.А., Бычкова П.П., Афутина С.В., Абросимова Ю.С., Посттравматическое стрессовое расстройство (обзор литературы). Вестник неврологии, психиатрии и нейрохирургии. 2023;1.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: