По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 130.2 DOI:10.33920/nik-01-1207-01

Построение идеальной модели проблемных полей культурологии*

Флиер Андрей Яковлевич ННОУ ВПО «Московский гуманитарный университет», Россия, 111395, Москва, ул. Юности, 5/1, E-mail: andrey.flier@yandex.ru

Данная статья посвящена анализу научного предмета и проблемных полей культурологии, различению этих предметов и проблемных полей с социологией и этнологией. Автором проводится систематизация основных проблемных полей культурологии по их функциональным областям.

* Статья подготовлена при финансовой поддержке гранта РГНФ 11–03–12027 в «Социокультурное развитие: аналитика, прогностика».

Статья поступила 01.04.2012 г.

Культурология является наукой с чрезвычайно объемным предметом научных интересов и большим размахом своих проблемных полей. Этот кажущийся всеохватывающим характер культурологии связан с тем, что далеко не просто предметно локализовать само понятие «культура». Если культура — это все, что не природа, то и культурология — это все, что не естествознание. Но на самом деле это совсем не так. Пределы научных интересов культурологии не столь тотальны. И границы у научного предмета культурологии и ее проблемных полей вполне определимы.

На первый взгляд представляется, что научный предмет культурологии — это культура. Ничего подобного! Для культурологии сама культура в ее эмпирически явленных нам воплощениях — это объект исследования (то, что мы объективно наблюдаем), а предмет исследования — это общество в его культурных характеристиках (то, что мы изучаем как проблему). Культурные явления в их специфических формах в качестве предмета изучают история культуры, искусствоведение, филология, археология, религиоведение и пр. Они описывают, атрибутируют и вводят в научный оборот ту культурную эмпирику, которая представляет для них специальный, профильный интерес. Культурология же изучает не культуру как таковую, а общество в его культурно обусловленных проявлениях, запечатленных в эмпирически наблюдаемой культуре.

Конечно, наиболее заметным культурным проявлением общества является его культурная продукция — художественная, литературная, архитектурная, научная, религиозная, обыденно-этнографическая и пр. Но для культурологии культурная продукция — это только объект, технический носитель интересующей исследователя информации. Посредством анализа культурной продукции, читаемой как текст, несущий нужную информацию, выделяются, реконструируются и моделируются основные социокультурные характеристики исследуемого общества, истоки его специфики, тенденции его развития и т. п. Это и есть цель культурологического познания. При этом следует помнить, что, помимо культурной продукции в ее овеществленном (материализованном) виде, имеют место и другие культурные проявления общества — культурные порядки, культурные языки и коды, культурные нормы и пр., которые в такой же мере являются объектами исследования культурологии, позволяющими выявить интересующие исследователя данные по изучаемому обществу.

Для Цитирования:
Флиер Андрей Яковлевич, Построение идеальной модели проблемных полей культурологии*. Вопросы культурологии. 2012;7.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: