По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 657.01, ВАК 08.00.12 DOI:10.33920/med-17-2004-01

Последующая оценка нематериальных активов в новом федеральном стандарте бухгалтерского учета организаций государственного сектора

Дружиловская Эмилия Сергеевна канд. экон. наук, доцент кафедры бухгалтерского учета, ФГАОУ ВО «Национальный исследовательский Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского» Россия, 603000, Нижний Новгород, пр. Гагарина, д. 23, e-mail: druzhilovskaya@yandex.ru

В настоящей статье исследованы регламентации по последующей оценке нематериальных активов, установленные новым федеральным стандартом бухгалтерского учета для организаций государственного сектора (в том числе организаций здравоохранения такого сектора). Данные регламентации проанализированы во взаимосвязи с требованиями других нормативных документов по бухгалтерскому учету. Автором определены основные проблемные вопросы, связанные с последующей оценкой нематериальных активов организаций государственного сектора (в том числе организаций здравоохранения указанного сектора), и обоснованы предложения по их решению.

Литература:

1. Федеральный стандарт бухгалтерского учета государственных финансов «Нематериальные активы». Утв. приказом Минфина России от 15.11.2019 № 181н.

2. Федеральный стандарт бухгалтерского учета для организаций государственного сектора «Основные средства». Утв. приказом Минфина России от 31.12.2016 № 257н.

3. Приказ Минфина России от 01.12.2010 № 157н «Об утверждении Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений и Инструкции по его применению».

4. Приказ Минфина России от 25.03.2011 № 33н «Об утверждении Инструкции о порядке составления, представления годовой, квартальной бухгалтерской отчетности государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений».

5. Дружиловская Т.Ю. Трактовка понятия нематериальных активов в российском и международных стандартах / Т.Ю. Дружиловская // Аудиторские ведомости. — 2003. — № 2. — С. 55–62.

6. Дружиловская Э.С. Совершенствование методики оценки нематериальных активов в бухгалтерском учете / Э.С. Дружиловская // Международный бухгалтерский учет. — 2012. — № 16 (214). — С. 7–15.

7. Пласкова Н.С., Полянская Т.А., Проданова Н.А. Методология учетно-аналитического обеспечения системы управления инновационной деятельностью: Монография. — М.: ИНФРА-М, 2020. — Сер. Научная мысль. — 179 с.

1. Federal Accounting Standard of Public Finances “Intangible assets”. Approved by Order of the Ministry of Finance of the Russian Federation No. 181n dated 11/15/2019.

2. Federal Accounting Standard of Public Sector Organizations “Property, Plant and Equipment”. Approved by Order of the Ministry of Finance of the Russian Federation No. 257n dated 12/31/2016.

3. The Order of the Ministry of Finance of the Russian Federation “On approval of the Unified Chart of Accounts for state authorities (state bodies), local authorities, governing bodies of state extra-budgetary funds, state academies of sciences, state (municipal) institutions and Instructions for its use” No. 157n dated 12/01/2010.

4. Order of the Ministry of Finance of the Russian Federation “On approval of the Instructions on the procedure for the preparation, submission of annual, quarterly financial statements of state (municipal) budgetary and autonomous institutions” No. 33n dated 03//25/2011.

5. Druzhilovskaya T.Yu. Interpretation of the concept of intangible assets in Russian and international standards / T.Yu. Druzhilovskaya // Audit statements. — 2003. — No. 2. — P. 55–62.

6. Druzhilovskaya E.S. Improving the methodology for intangible assets measurement in accounting / E.S. Druzhilovskaya // International Accounting. — 2012. — No. 16 (214). — P. 7–15.

7. Plaskova N.S., Polyanskaya T.A., Prodanova N.A. Methodology of accounting and analytical support of the innovation management system. Monograph / Moscow, 2020. Ser. Scientific thought. Publisher: INFRA-M. 179 p.

Одним из последних стандартов Минфина России является Федеральный стандарт бухгалтерского учета государственных финансов «Нематериальные активы» (далее — ФСБУГОС «НМА»). Указанный документ [1] значительно меняет правила последующей оценки вышеназванных активов в бухгалтерском учете организаций государственного сектора, в том числе организаций здравоохранения данного сектора. Исследуем требования нового ФСБУГОС «НМА» к последующей оценке нематериальных активов более подробно.

детальный анализ новых правил последующей оценки нематериальных активов в бухгалтерском учете организаций государственного сектора (в том числе организаций здравоохранения указанного сектора).

исследование предусмотренных новым федеральным стандартом бухгалтерского учета требований к последующей оценке нематериальных активов организаций государственного сектора; определение основных проблемных вопросов в указанной области; обоснование рекомендаций по решению данных проблемных вопросов.

Исследованы правила ФСБУГОС «НМА», а также взаимосвязанные с ними регламентации других нормативных документов по бухгалтерскому учету. В качестве основных методов исследования использовались: анализ и синтез, метод группировки, сравнение, метод аналогий, системный подход, логический подход.

Исследование регламентаций ФСБУГОС «НМА» позволяет следующим образом систематизировать основные подходы данного стандарта к последующей оценке нематериальных активов в бухгалтерском учете организаций государственного сектора (табл. 1).

Анализируя данные таблицы 1, обратим внимание на следующее. В ФСБУГОС «НМА» не содержится определение балансовой стоимости. Не представлена в указанном стандарте и ссылка на какой-либо другой нормативный документ, устанавливающий такое определение. Исследование нормативных документов по бухгалтерскому учету организаций государственного сектора позволяет сделать вывод о том, что опре- деление балансовой стоимости содержится в Федеральном стандарте «Основные средства». Согласно данному документу [2] под указанной стоимостью понимается первоначальная стоимость актива с учетом ее изменений. При этом в Федеральном стандарте «Основные средства» приводится отдельное определение остаточной стоимости, которая в учете негосударственного сектора, в отличие от учета госсектора, является синонимом балансовой стоимости. В соответствии с Федеральным стандартом «Основные средства» остаточной стоимостью является стоимость, по которой актив отражается в финансовой отчетности после вычета накопленных: 1) амортизации; 2) убытков от обесценения. Отметим, что отсутствие определений балансовой и остаточной стоимости в ФСБУГОС «НМА», а также их разные трактовки в бухгалтерском учете организаций государственного и негосударственного секторов могут приводить к разночтениям на практике.

Для Цитирования:
Дружиловская Эмилия Сергеевна, Последующая оценка нематериальных активов в новом федеральном стандарте бухгалтерского учета организаций государственного сектора. Бухучет в здравоохранении. 2020;4.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: