Одним из последних стандартов Минфина России является Федеральный стандарт бухгалтерского учета государственных финансов «Нематериальные активы» (далее — ФСБУГОС «НМА»). Указанный документ [1] значительно меняет правила последующей оценки вышеназванных активов в бухгалтерском учете организаций государственного сектора, в том числе организаций здравоохранения данного сектора. Исследуем требования нового ФСБУГОС «НМА» к последующей оценке нематериальных активов более подробно.
детальный анализ новых правил последующей оценки нематериальных активов в бухгалтерском учете организаций государственного сектора (в том числе организаций здравоохранения указанного сектора).
исследование предусмотренных новым федеральным стандартом бухгалтерского учета требований к последующей оценке нематериальных активов организаций государственного сектора; определение основных проблемных вопросов в указанной области; обоснование рекомендаций по решению данных проблемных вопросов.
Исследованы правила ФСБУГОС «НМА», а также взаимосвязанные с ними регламентации других нормативных документов по бухгалтерскому учету. В качестве основных методов исследования использовались: анализ и синтез, метод группировки, сравнение, метод аналогий, системный подход, логический подход.
Исследование регламентаций ФСБУГОС «НМА» позволяет следующим образом систематизировать основные подходы данного стандарта к последующей оценке нематериальных активов в бухгалтерском учете организаций государственного сектора (табл. 1).
Анализируя данные таблицы 1, обратим внимание на следующее. В ФСБУГОС «НМА» не содержится определение балансовой стоимости. Не представлена в указанном стандарте и ссылка на какой-либо другой нормативный документ, устанавливающий такое определение. Исследование нормативных документов по бухгалтерскому учету организаций государственного сектора позволяет сделать вывод о том, что опре- деление балансовой стоимости содержится в Федеральном стандарте «Основные средства». Согласно данному документу [2] под указанной стоимостью понимается первоначальная стоимость актива с учетом ее изменений. При этом в Федеральном стандарте «Основные средства» приводится отдельное определение остаточной стоимости, которая в учете негосударственного сектора, в отличие от учета госсектора, является синонимом балансовой стоимости. В соответствии с Федеральным стандартом «Основные средства» остаточной стоимостью является стоимость, по которой актив отражается в финансовой отчетности после вычета накопленных: 1) амортизации; 2) убытков от обесценения. Отметим, что отсутствие определений балансовой и остаточной стоимости в ФСБУГОС «НМА», а также их разные трактовки в бухгалтерском учете организаций государственного и негосударственного секторов могут приводить к разночтениям на практике.