Растущее распространение коронавируса в разных странах побудило многие правительства принять беспрецедентные меры по сдерживанию эпидемии. Эти приоритетные меры, налагаемые санитарной инструкцией, оставляют мало места для других вариантов, поскольку сохранение и поддержание здоровья граждан должно оставаться приоритетной задачей любого государства. Эти меры привели к временному закрытию многих предприятий, широко распространенным ограничениям на поездки и мобильность, потрясениям на финансовых рынках, подрыву доверия и высокому уровню неопределенности. В быстро меняющихся условиях чрезвычайно трудно определить количественно точную величину воздействия этих мер на рост ВВП, но ясно, что они подразумевают резкое сокращение уровня производства, расходов домашних хозяйств, корпоративных инвестиций и международной торговли.
Развивающаяся эпидемия коронавируса представляет собой серьезный экономический стресс-тест для всего мира. Помимо масштабов общественного здравоохранения, разворачивающаяся эпидемия коронавируса также является негативным фактором для реальной экономики. Буферы и брандмауэры, созданные после глобального финансового кризиса и кризиса евро, были разработаны для борьбы с кризисами другого рода, возникающими в финансовом секторе или в конкретном государстве. В современных условиях необходимо использовать другие антикризисные меры.
Большая часть экономических последствий пандемии COVID-19 оказывает влияние на фирмы и принимаемые ими трудовые решения. Социальное дистанцирование требует, чтобы все, кроме самых важных сотрудников, либо работали из дома, либо вообще не ходили на работу. Правительства по всему миру приняли чрезвычайную политику, которая сосредоточена на субсидировании занятости, субсидиях на расходы и отсрочках уплаты налогов (НДС). В частности, государственная поддержка увольнения сотрудников частных фирм была популярной политикой, так как она способствует общественному здравоохранению, обеспечивая социальное дистанцирование и помогает снизить расходы фирм. Чтобы учесть влияние пандемии COVID-19 на выручку, мы сравнили зарегистрированные изменения выручки с распределением изменений выручки за обычный год в Дании [1]. На четверть больше фирм в начале 2020 г. испытывают отрицательный шок доходов, превышающий 35 % (порог для определения права на помощь), по сравнению с 2016 г. Влияние было одинаковым в распределении по размерам фирм, причем большая часть изменений связана с отраслевыми различиями. Хотя по крайней мере половина фирм почти во всех отраслях сообщают о снижении доходов, некоторые пострадали гораздо сильнее, чем другие. Как и в других странах мира, отрасли гостиничного и общественного питания были серьезно затронуты, при этом выручка сократилась в среднем на 73 %, а также на искусство/развлечения (снижение на 69 %) и образование (снижение на 50 %) [2]. Розничная торговля и производство также сильно пострадали: почти 70 % фирм сообщили о снижении доходов. Таким образом, фирмы, которые приняли государственную поддержку, как правило, являются теми, которые сообщают, что находятся на самом высоком уровне бедствия. При этом наблюдается сильная корреляция между величиной снижения доходов и долей уволенных работников, при том что государственная политика большинства стран направлена на сохранение за работниками их рабочих мест в условиях пандемии.