Последние изменения в Федеральный закон №339-ФЗ вступили в законную силу 4 августа 2018 года и касались изменений в части первой ГК РФ. Вместе с ними были внесены поправки в Градостроительный и Земельный Кодекс РФ в вопросах статей, регламентирующих процесс определения юридического положения самовольных построек, возможности их последующей легализации и управления правом собственности на легализованную недвижимость.
До введения данных изменений в России не существовало единого, законодательно утвержденного подхода к контролю за подобным строительством, не были изложены методы сноса незаконных построек. Граждане не имели прав на защиту постройки от внесудебного сноса без последующего возмещения убытков.
В современной правовой теории есть несколько подходов на определение объектов самовольного строительства. Одной из наиболее распространенных точек зрения является позиция Р.А. Валеева. Под самовольной постройкой он понимает реконструируемое или создаваемое сооружение (здание) в установленном законодательном порядке, использование которого осуществляется без получения разрешения на ввод в эксплуатацию.
Факт самовольного возведения сооружения является нарушением гражданского права, а потому нарушением является и способ получения права собственности на нее. Постройка без получения разрешения на строительство может являться способом получения права собственности лишь в исключительных случаях, когда строение было возведено без нарушения строительных правил и градостроительных норм. Еще один способ узаконить постройку — устранить нарушения строительных правил и норм до подачи заявления о легализации подобного вида недвижимого имущества.
Самовольная постройка является помещением (неважно, использует ся оно для жилья или является нежилым), созданным гражданином в личных целях на земельных участках, не предназначенных для строительства, без получения разрешения на проведение строительных работ или при существенном нарушении градостроительных норм. Признание права собственности при наличии любых формальных нарушений, зафиксированных специальной уполномоченной комиссией, является невозможным. В таких случаях заявления рассматриваются только в судебном порядке.