По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 339.13

Последовательность процесса маркетингового планирования на предприятии

Акулич М. В. канд. экон. наук, доцент кафедры маркетинга, Белорусский национальный технический университет, г. Минск, Белоруссия

Каждому предприятию необходимо осуществлять процесс маркетингового планирования, при этом желательно выдерживать его последовательность, понимать его преимущества и проблемы. Поэтому рассмотрение в статье данной последовательности представляется достаточно важным аспектом с точки зрения понимания менеджерами по маркетингу его логики и практической реализации.

Первым шагом в процессе стратегического маркетингового планирования на предприятии является формулирование миссии. Миссия предприятия — это, по сути, миссия его бизнеса. Наиболее верным представляется классическое определение миссии Расселом Акоффом (классиком стратегического менеджмента). В его трактовке миссия бизнеса — это «сформулированное в широком смысле и рассчитанное на перспективу заявление о предназначении бизнеса, которое выделяет его среди аналогичных видов бизнеса»1 .

Главными чертами миссии являются: a) ее ориентированность на длительную перспективу; б) ее специфичность для каждого конкретного предприятия. Миссия определяет, каким бизнесом предприятие занимается в настоящее время и каким бизнесом оно заниматься стремится. Миссия предприятия — это практически обоснование причины его существования, и в нее возможно включение определения таких переменных, как рынок, потребности и технологии. В качестве рынка при этом рассматриваются нуждающиеся в обслуживании предприятием потребительские группы.

Под потребностями понимаются потребности клиентов, на обслуживание которых нацелено предприятие. В качестве технологий выступают процессы, с помощью которых возможно удовлетворение потребительских потребностей или выполняемых функций.

На определение миссии предприятия должны оказывать влияние следующие факторы: 1. Определение бизнеса, которому следует ориентироваться не на товар, а на рынок с его потребностями, поскольку товары преходящи, а потребности постоянны. Его формулировка не должна быть ни чрезмерно узкой, ни слишком широкой.

2. Изменения внешней среды, являющиеся источником как угроз, так и появления новых возможностей.

3. Фактор предыстории предприятия и набора личных качеств его высших руководителей.

Формулировка миссии организации должна включать набор компонентов (табл. 1).

Миссия предприятия, если она грамотно и четко сформулирована, способствует обеспечению эффективности маркетингового аудита.

Для Цитирования:
Акулич М. В., Последовательность процесса маркетингового планирования на предприятии. Директор по маркетингу и сбыту. 2016;6.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: