По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

После модернизации. Кросс-национальный обзор систем высшего образования: особенности атлантической модели (Окончание. Начало в № 11/2013)*

Вахштайн Виктор Семенович научный сотрудник Института социологии РАН, старший научный сотрудник Центра фундаментальной социологии Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики», кандидат социологических наук, Россия, г. Москва, ул. Мясницкая, д. 20 , e-mail: abitur@hse.ru

В семантике современной модернизации высшего образования угадываются контуры хорошо знакомой стратегии модернизационного прорыва — выделение «точек инновационного роста», концентрация в них «критической массы» ресурсов, централизация управления, социально-инженерная метафорика (в которой цель и средства периодически меняются местами), атлантическая и континентальная модели образования.

Литература:

1. Макгиннес Э. Финансовый менеджмент в сфере высшего образования: сравнительное исследование взаимоотношений вузов и штатов в США / Пер. с англ. — М.: ОЭСР-ВШЭ, 2005.

2. Changing patterns of governance in higher education. Education policy analysis. OECD, 2003.

3. Denver, CO: National Conference of State Legislatures, 2003.

4. MacTaggart T.J. Seeking excellence through independence. San Francisco: Jossey-Bass Publishers, 1998.

5. National Conference of State Legislatures. State Budget Update: February 2003. Felt U. University autonomy in Europe // Managing university autonomy: shifting paradigms in university research. Bologna, 2004.

6. On the edge: Securing a sustainable future for higher education. OECD, 2004.

Следует сразу же оговориться — распространенное мнение, согласно которому в странах атлантической модели доминирует «частный сектор» высшего образования (негосударственные коммерческие университеты), ошибочно. Такое положение дел характерно лишь для США и не является типичным ни для Великобритании, ни для Ирландии, ни для других атлантических систем (за исключением, может быть, Канады). Тесная связь с бизнес-сообществом проявляется здесь иначе — например, в создании совместных компаний на базе университетов (так называемых «кампус-компаний») в Великобритании или в развитии специализированных программ подготовки кадров для крупных IT-корпораций в Ирландии (в частности, Intel Ireland).

В США непосредственное сращение бизнеса и образования произошло в результате специфической пересадки британской университетской системы на американскую почву.

Исторический контекст

История становления системы высшего образования США началась в первые десятилетия XVII века и неразрывно связана с традициями английских университетов. Первый американский колледж — позднее названный в честь священнослужителя Джона Гарварда — был учрежден в 1642 году; большая часть его преподавателей получили образование в Кембридже и намеревались воссоздать традиции английской учености в Новом Свете. (Даже городок Ньюстон, где располагался колледж, был переименован в Кембридж.) В 1707 году был принят устав университета, сформированы совет попечителей и система административного управления во главе с президентом. (Данная модель управления, основанная на принципе университетской автономии и выборности руководящих должностей, послужила прообразом для всех американских университетов и просуществовала без значительных изменений до наших дней.) С этого момента начинается размежевание с английской университетской традицией. В Соединенных Штатах кураторство изначально осуществлялось не государственными органами, а советами попечителей (как правило, состоящими из наиболее известных и уважаемых выпускников вуза).

Для Цитирования:
Вахштайн Виктор Семенович, После модернизации. Кросс-национальный обзор систем высшего образования: особенности атлантической модели (Окончание. Начало в № 11/2013)*. Ученый совет. 2014;1.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: