Следует сразу же оговориться — распространенное мнение, согласно которому в странах атлантической модели доминирует «частный сектор» высшего образования (негосударственные коммерческие университеты), ошибочно. Такое положение дел характерно лишь для США и не является типичным ни для Великобритании, ни для Ирландии, ни для других атлантических систем (за исключением, может быть, Канады). Тесная связь с бизнес-сообществом проявляется здесь иначе — например, в создании совместных компаний на базе университетов (так называемых «кампус-компаний») в Великобритании или в развитии специализированных программ подготовки кадров для крупных IT-корпораций в Ирландии (в частности, Intel Ireland).
В США непосредственное сращение бизнеса и образования произошло в результате специфической пересадки британской университетской системы на американскую почву.
Исторический контекст
История становления системы высшего образования США началась в первые десятилетия XVII века и неразрывно связана с традициями английских университетов. Первый американский колледж — позднее названный в честь священнослужителя Джона Гарварда — был учрежден в 1642 году; большая часть его преподавателей получили образование в Кембридже и намеревались воссоздать традиции английской учености в Новом Свете. (Даже городок Ньюстон, где располагался колледж, был переименован в Кембридж.) В 1707 году был принят устав университета, сформированы совет попечителей и система административного управления во главе с президентом. (Данная модель управления, основанная на принципе университетской автономии и выборности руководящих должностей, послужила прообразом для всех американских университетов и просуществовала без значительных изменений до наших дней.) С этого момента начинается размежевание с английской университетской традицией. В Соединенных Штатах кураторство изначально осуществлялось не государственными органами, а советами попечителей (как правило, состоящими из наиболее известных и уважаемых выпускников вуза).