По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 330.5, ВАК 08.00.12

Порядок учета и налогообложения недостач в строительстве

Парасоцкая Наталья Николаевна канд. экон. наук, доцент департамента бухгалтерского учета, ФГБОУ ВО «Российский государственный социальный университет (РГСУ)», 129226, Москва, ул. Вильгельма Пика, д. 4, e-mail: nataly@mmti.ru

В статье рассмотрен порядок учета и налогообложения при инвентаризации недостачи в строительстве. Как минимум один раз в год, а именно перед составлением годовой бухгалтерской отчетности, любая организация сталкивается с необходимостью проведения инвентаризации, поскольку такая обязанность установлена законодательством Российской Федерации и является одним из элементов учетной политики. Не являются исключением и строительные организации, выступающие в качестве подрядчиков по договорам подряда на капитальное строительство, а также заказчики и инвесторы, также обязанные проводить инвентаризацию имущества. Рассмотрим порядок учета и налогообложения при инвентаризации недостачи в строительстве.

Литература:

1. Налоговый кодекс РФ (с изменениями и дополнениями).

2. Бухгалтерский учет в строительстве: Практ. пособие / А.Ю. Грибков. — 5-е изд., перераб. — М.: Омега-Л, 2018. — 406 с.

3. Бухгалтерский учет на предприятиях малого бизнеса: Учебное пособие для академического бакалавриата / Н.А. Проданова, Е.И. Зацаринная, Е.А. Кротова, В.В. Лизяева; под ред. Н.А. Продановой. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Юрайт, 2019. — 229 с. — (Бакалавр. Академический курс). — ISBN 978-5-534-11482-9. — URL: https://biblio-online.ru/bcode/445351.

4. Герасимова Л.Н. Внутренний контроль дебиторской задолженности в организациях // Актуальные вопросы современной экономики. — 2014. — № 2. — С. 88–97.

5. Герасимова Л.Н. Учет резервов в международной практике // Международный бухгалтерский учет. — 2017. — № 43 (241). — С. 17–21.

6. Герасимова Л.Н., Середюк Е.А. Совершенствование учета финансовых инструментов как направление развития инфраструктуры экономического роста // Аудит и финансовый анализ. — 2011. — № 4. — С. 41–47.

7. Голощапова Л.В., Проданова Н.А., Зацаринная Е.И. Оценка нормативно-правовой базы и основные способы выявления внутрикорпоративных хищений и мошенничества в результате финансово-хозяйственной деятельности / Л.В. Голощапова, Н.А. Проданова, Е.И. Зацаринная // Бухучет в строительных организациях. — 2019. — № 3. — С. 56–65. — URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=37155443.

8. Дементьев А.Ю. Бухгалтерский учет и налогообложение в строительстве — СПб.: Питер, Издательский дом «БИНФА», 2018. — 155 с.

9. Парасоцкая Н.Н. Бухгалтерский учет. Современные вызовы, приоритеты и пути развития. — Т. 3. — М.: Русайнс, 2017.

10. Парасоцкая Н.Н. Концепция бухгалтерского учета в «новой» экономике. — М.: Русайнс, 2017.

11. Соколов Н.С. Особенности налогообложения субъектов малого предпринимательства в РФ на современном этапе // Экономика и бизнес: теория и практика. — 2019. — № 5–3.

12. Сыч Д.И. Бухгалтерский учет в строительстве. — Минск: Изд-во ООО «ИПАРегистр», 2019. — 77 с.

13. Церенова Б.И. Налоговая поддержка предпринимательства в экономике региона / Р.Р. Гусейнов, Т.В. Федотова // Инновационная экономика: перспективы развития и совершенствования. — 2017. — № 4 (22). — С. 253–259.

14. Чумакова Н.А. Малый бизнес: применение специальных налоговых режимов / М.Н. Андрейко // Научный вестник ЮИМ. — 2018. — № 1. — С. 80–85.

1. Tax code of the Russian Federation (as amended).

2. Бухгалтер accounting in construction: practice. manual / A.Yu. Gribkov. — 5th ed., perer. — Moscow: omega-L, 2018-406 p.

3. Accounting for small businesses: a textbook for academic undergraduate / N.A. Prodanova, E.I. Zatsarinnaya, E.A. Krotova, V.V. Lizyaeva; edited by N.A. Prodanova. — 2nd ed., Revised. and add. — Moscow: Yurayt Publishing House, 2019. — 229 p. — (Bachelor. Academic course). — ISBN 978-5-534-11482-9. — Access mode: https://biblio-online.ru/bcode/445351.

4. Gerasimova L.N. Internal control of accounts receivable in organizations // Actual issues of modern economy. — 2014. — № 2. Pp. 88–97.

5. Gerasimova L.N. Accounting reserves in international practice // international accounting. — 2017. — № 43 (241). — Pp. 17–21.

6. Gerasimova L.N., Seredyuk E.A. Improvement of accounting of financial instruments as a direction of development of infrastructure of economic growth // Audit and financial analysis. — 2011. — № 4. — Pp. 41–47.

7. Goloshchapova L.V., Prodanova N.A., Zatsarinnaya E.I. Assessment of the regulatory framework and the main methods for identifying corporate theft and fraud as a result of financial and economic activities / L.V. Goloshchapova, N.A. Prodanova, E.I. Zatsarinnaya // Accounting in construction organizations. — 2019 — № 3 — P. 56–65. — Access mode: https://elibrary.ru/item.asp?id=37155443.

8. Dementiev A.Yu. Accounting and taxation in construction-St. Petersburg.: "Peter", "BINFA Publishing house", 2018, 155 p.

9. Parasolka N.N. Accounting. Modern challenges, priorities and ways of development. Volume 3. M.: Rusyns, 2017.

10. Parasolka N.N. The concept of accounting in the "new" economy. M.: Rusyns, 2017.

11. Sokolov N.S. Features of taxation of small businesses in the Russian Federation at the present stage // Economics and business: theory and practice. 2019. № 5–3.

12. Sych D.I. "Accounting in construction "publishing house LLC" Iparegister", Minsk, 2019, 77 p.

13. Tserenova B.I. Tax support of entrepreneurship in the economy of the region / R.R. Huseynov, T.V. Fedotova // Innovative economy: prospects for development and improvement. 2017. № 4 (22). Pp. 253–259.

14. Chumakova N.A. Small business: the application of special tax regimes / M.N. Andreyko // Scientific Herald of WIM. 2018. № 1. Pp. 80–85.

Введение. Перед составлением годовой отчетности каждая строительная организация обязана проводить инвентаризацию имущества и обязательств для обеспечения достоверности данных бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности.

Так как в строительных организациях используется в работе большое количество основных средств, то инвентаризация этих объектов обязательно проводится:

• при передаче имущества в аренду, выкупе, продаже, преобразовании государственного или муниципального унитарного предприятия;

• перед составлением годовой бухгалтерской отчетности (не ранее 1 октября);

• при смене материально ответственных лиц (на день приемки-передачи дел);

• после стихийных бедствий (немедленно после их окончания);

• при выявлении фактов хищения, а также порчи такого имущества (сразу после установления таких фактов);

• при реорганизации либо ликвидации организации;

• в других случаях, предусмотренных законодательством РФ или нормативными актами Минфина России.

Цель исследования: раскрыть роль инвентаризации и отражения ее результатов на счетах бухгалтерского учета строительных организаций.

Задачи исследования: изучить и раскрыть особенности инвентаризации строительной сферы деятельности в России согласно действующему законодательству.

Материалы, методы и условия проведения исследования. Изучены нормативные акты, а также научные труды отечественных и зарубежных экономистов в области инвентаризации. Для проведения анализа были использованы методы факторного регрессионного анализа, эконометрическое моделирование, построение производственно-институциональной функции, в которую внедрены институциональные компоненты: экономическое направление развития строительных организаций. Для наглядного отражения взаимосвязей и тенденций построены аналитические таблицы и схемы.

Результаты исследования и их обсуждение. Инвентаризация основных средств может проводиться 1 раз в три года, конкретный порядок проведения инвентаризации и оформления ее результатов установлен приказом Минфина России от 13.06.1995 № 49 «Об утверждении Методических указаний по инвентаризации имущества и финансовых обязательств». Руководитель предприятия определяет другие сроки проведения инвентаризации и состав инвентаризационной комиссии. В ее состав входят представители администрации фирмы, сотрудники бухгалтерии, другие специалисты (инженеры, техники, программисты, экономисты и т.д.). Перед проведением инвентаризации проверяются первичные документы на предмет наличия и движения основных средств (инвентарные карточки или книги, технические паспорта, акты приема-передачи и т.п.). Итоги инвентаризации заносятся в инвентаризационные описи, которые составляются в одном экземпляре отдельно по каждому материально ответственному лицу. На арендованные основные средства оформляется отдельная инвентаризационная опись в двух экземплярах — для предприятия и для арендодателя. Аналогично оформляются основные средства, находящиеся на ответственном хранении, физически изношенные и не пригодные к эксплуатации, которые на момент инвентаризации не списаны с баланса. Объекты, которые на период инвентаризации находятся за пределами организации, прежде всего транспортные средства, инвентаризируются до момента временного их выбытия. Объекты основных средств показываются в инвентарных описях по их наименованиям с указанием количества. Не пригодные к эксплуатации отдельные объекты в силу их разукомплектованности, ветхости и других признаков, однозначно позволяющие сделать такой вывод, исключаются из состава основных средств. Они записываются в отдельную инвентаризационную опись, где указываются причины, исключающие их эксплуатацию. Оформленные соответствующим образом инвентаризационные описи комиссия передает в бухгалтерию для составления сличительной ведомости. В этот документ включаются только те объекты, по которым имеются расхождения с бухгалтерской информацией.

Для Цитирования:
Парасоцкая Наталья Николаевна, Порядок учета и налогообложения недостач в строительстве. Бухучет в строительных организациях. 2020;1.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: