Введение. Перед составлением годовой отчетности каждая строительная организация обязана проводить инвентаризацию имущества и обязательств для обеспечения достоверности данных бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности.
Так как в строительных организациях используется в работе большое количество основных средств, то инвентаризация этих объектов обязательно проводится:
• при передаче имущества в аренду, выкупе, продаже, преобразовании государственного или муниципального унитарного предприятия;
• перед составлением годовой бухгалтерской отчетности (не ранее 1 октября);
• при смене материально ответственных лиц (на день приемки-передачи дел);
• после стихийных бедствий (немедленно после их окончания);
• при выявлении фактов хищения, а также порчи такого имущества (сразу после установления таких фактов);
• при реорганизации либо ликвидации организации;
• в других случаях, предусмотренных законодательством РФ или нормативными актами Минфина России.
Цель исследования: раскрыть роль инвентаризации и отражения ее результатов на счетах бухгалтерского учета строительных организаций.
Задачи исследования: изучить и раскрыть особенности инвентаризации строительной сферы деятельности в России согласно действующему законодательству.
Материалы, методы и условия проведения исследования. Изучены нормативные акты, а также научные труды отечественных и зарубежных экономистов в области инвентаризации. Для проведения анализа были использованы методы факторного регрессионного анализа, эконометрическое моделирование, построение производственно-институциональной функции, в которую внедрены институциональные компоненты: экономическое направление развития строительных организаций. Для наглядного отражения взаимосвязей и тенденций построены аналитические таблицы и схемы.
Результаты исследования и их обсуждение. Инвентаризация основных средств может проводиться 1 раз в три года, конкретный порядок проведения инвентаризации и оформления ее результатов установлен приказом Минфина России от 13.06.1995 № 49 «Об утверждении Методических указаний по инвентаризации имущества и финансовых обязательств». Руководитель предприятия определяет другие сроки проведения инвентаризации и состав инвентаризационной комиссии. В ее состав входят представители администрации фирмы, сотрудники бухгалтерии, другие специалисты (инженеры, техники, программисты, экономисты и т.д.). Перед проведением инвентаризации проверяются первичные документы на предмет наличия и движения основных средств (инвентарные карточки или книги, технические паспорта, акты приема-передачи и т.п.). Итоги инвентаризации заносятся в инвентаризационные описи, которые составляются в одном экземпляре отдельно по каждому материально ответственному лицу. На арендованные основные средства оформляется отдельная инвентаризационная опись в двух экземплярах — для предприятия и для арендодателя. Аналогично оформляются основные средства, находящиеся на ответственном хранении, физически изношенные и не пригодные к эксплуатации, которые на момент инвентаризации не списаны с баланса. Объекты, которые на период инвентаризации находятся за пределами организации, прежде всего транспортные средства, инвентаризируются до момента временного их выбытия. Объекты основных средств показываются в инвентарных описях по их наименованиям с указанием количества. Не пригодные к эксплуатации отдельные объекты в силу их разукомплектованности, ветхости и других признаков, однозначно позволяющие сделать такой вывод, исключаются из состава основных средств. Они записываются в отдельную инвентаризационную опись, где указываются причины, исключающие их эксплуатацию. Оформленные соответствующим образом инвентаризационные описи комиссия передает в бухгалтерию для составления сличительной ведомости. В этот документ включаются только те объекты, по которым имеются расхождения с бухгалтерской информацией.