В современном мире стремительно развиваются цифровые технологии. Возникновение цифровой среды привело к появлению нормативных пробелов в различных отраслях права. В связи с возникшей проблемой в приоритетном порядке разрабатываются механизмы нормативноправового регулирования цифровой экономики. Так, 15 мая 2018 г. указом Президента Российской Федерации было создано Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации1 . Министерством цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации в 2019 г. был разработан федеральный проект «Нормативное регулирование цифровой среды», который предусматривает поэтапную разработку и реализацию законодательных инициатив, направленных на снятие первоочередных барьеров, препятствующих развитию цифровой экономики, и созданию благоприятного правового поля для реализации в российской юрисдикции проектов цифровизации2 .
Сложности, связанные с активным внедрением цифровой среды, возникают и в таможенной сфере. В настоящее время фиксируется существенное увеличение международной интернет-торговли, что приводит к дополнительной нагрузке на таможенные органы при осуществлении таможенного контроля. Так, в России с использованием международной интернет-торговли в 2018 г. произведено таможенное оформление более 3 млн экспресс-грузов, а в 2019 г. эта цифра увеличилась более чем в 2 раза и стала составлять около 8 млн экспресс-грузов, приобретенных посредством международной интернет-торговли. Таможенных платежей при интернет-покупках в 2019 г. собрано более 800 млн рублей. Это в 3 раза больше, чем за период 2018 г.3 .
Международных почтовых отправлений в 2019 г. в рамках интернет-торговли было отправлено 329,9 млн4 . Особый интерес покупателей в сети Интернет представляют такие категории товаров, как одежда, обувь, аксессуары, косметика, украшения, бытовая техника, игрушки, чай и мн. др.