Результат деятельности правового инспектора для практика обычно раскрывается через официальную статистику Государственной инспекции труда (далее – ГИТ), выраженную в количестве проведенных проверок и выявленных нарушений, сумме наложенных штрафов и т.п. Благо, что в наш век информационных технологий вся информация о деятельности ГИТ, начиная от плана проверок и до отчетов об их проведении, доступна на сайтах региональных инспекций.
С точки зрения проверяемого, инспектор действует в рамках определяющего его деятельность законодательства в широком контексте, и в рамках приказа о проверке в узком смысле – все это внешние организационно-правовые факторы. Но на восприятие инспектором ситуации, увиденной в организации в ходе проверки, способны повлиять и внутриличностные факторы, неотделимые от персоны конкретного инспектора – его ценностные установки, мотивация к труду, удовлетворенность работой, самооценка и т.д. Именно цели выявления мнений инспекторского состава ГИТ по целому ряду вопросов было посвящено исследование «Самооценка деятельности правового инспектора», проведенное в 2015 г. при помощи анкетного опроса инспекторского состава ГИТ в Иркутской области (22 сотрудника, подавляющее большинство – с опытом работы более трех лет). В результате был получен набор суждений и характеристик, своеобразный портрет, выражающий типичную самооценку деятельности правового инспектора и оценку условий, в которых эта деятельность складывается. Проанализируем основные выводы исследования.
Достаточно категорично государственные правовые инспекторы ГИТ высказались о роли современных профсоюзов, еще одного наиважнейшего элемента трудового инфорсмента, наряду с инспекцией и судами. Две трети опрошенных согласились с утверждением, что функции профсоюзов номинальны, а их присутствие в организации – дань сложившимся традициям.
Инспекторы высоко оценивают роль ГИТ в системе трудового инфорсмента и значимость налагаемых санкций