По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 621.43

Поршень, который вращается

Бирюков М.И. научный редактор, журнал «Техника — молодежи», г. Москва

Классические ДВС принципиально не изменились за полтора столетия своего существования. Конструкция, безусловно, отработана поколениями творцов, но, тем не менее, далека от идеала. Двигатель с трудом умещается под капотом современного автомобиля, который должен быть компактным, низким и обтекаемым. Слишком много в моторе движущихся тяжелых частей, велики потери на трение, при малом числе цилиндров досаждает вибрация. Инженеры-конструкторы всегда стремились заставить как-нибудь вращаться сами поршни, чтобы обойтись без шатунов, клапанов и других, ходящих взад-вперед деталей.

Разнообразных роторных двигателей за почти два столетия было предложено немало, но до серийного производства «дорос» пока лишь один. В середине ХХ века, а точнее — в 1957 г., немецкие конструкторы Ванкель Феликс и Фрёде Вальтер, работавшие в фирме NSU, запатентовали двигатель, который ныне известен всему миру как двигатель Ванкеля, роторно-поршневой двигатель (rotary piston engine), роторный двигатель или просто — «ванкель».

Роторный двигатель в самом простом варианте состоит всего из трех основных деталей. В центре похожего на барабан корпуса на подшипниках установлен эксцентриковый вал, подобный коленчатому валу одноцилиндрового двигателя. На «шатунную» шейку вала (она большого диаметра, поэтому вал и называется эксцентриковым, а не коленчатым, хотя по сути это одно и то же) свободно надет ротор-поршень треугольной формы с выпуклыми гранями. К ротору внутри прикреплена шестерня c внутренними зубьями, зацепленная с пустотелой центральной шестерней, которая жестко зафиксирована в центре корпуса. Вал проходит сквозь центральную шестерню. Число зубьев шестерен соотносится как 2/3 (это обязательное условие).

При вращении эксцентрикового вала шестерня ротора обкатывается по неподвижной центральной шестерне, подобно тому, как обруч обкатывается по талии симпатичной гимнастки. В результате этого ротор совершает планетарное движение (то есть вращается, и одновременно его центр движется в ту же сторону по кругу). Каждая из трех вершин ротора описывает при этом траекторию, немного напоминающую силуэт классической гитары. По этой линии точно обработана (отшлифована) и внутренняя поверхность корпуса двигателя. В результате между гранями ротора и корпусом образуются три замкнутые рабочие камеры, в виде полумесяцев, объем которых меняется от максимума до минимума при взаимном вращении эксцентрикового вала и ротора на нем. Уплотняются рабочие камеры подпружиненными пластинами, установленными в прорезях вершин и на торцах ротора. Пластины скользят по внутренней поверхности (зеркалу) корпуса и плоским боковым крышкам.

Для Цитирования:
Бирюков М.И., Поршень, который вращается. Конструкторское Бюро. 2016;5.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: