В современном мире сахарный диабет (СД) остается одним из социально значимых заболеваний и является актуальной проблемой как для здравоохранения, так и для медицинской науки. Среди всех случаев данной патологии основная доля приходится на сахарный диабет 2-го типа. По мнению многих ученых, выраженность метаболических расстройств у больных сахарным диабетом зависит от функционального состояния печени, этим подчеркиваются ее роль в поддержании гликемии при СД, участие в патогенезе заболевания. Сахарный диабет наряду с ожирением и гиперлипидемией является основным фактором развития неалкогольной жировой болезни печени (НАЖБП) и неалкогольного стеатогепатита (НАСГ). Факт поражения печени при СД не вызывает сомнений, но в большинстве руководств по диабетологии не существует самостоятельного термина «диабетическая гепатопатия» [3–5; 8].
Можно сказать, что, с одной стороны, присутствие НАЖБП значимо ухудшает контроль метаболических показателей у пациентов с сахарным диабетом, а с другой — возникновение сахарного диабета у пациентов с уже имеющейся НАЖБП повышает риск развития более тяжелого поражения печени [5; 6].
Распространенность неалкогольной жировой болезни печени среди пациентов с сахарным диабетом широко варьирует в зависимости от используемого метода диагностики, но, несомненно, выше таковой в общей популяции. В среднем она составляет порядка 70 %, при этом отмечено, что смертность в группе больных с сочетанием НАЖБП и СД 2-го типа в несколько раз выше в сравнении с группой изолированного жирового гепатоза [5; 8].
Частота встречаемости нецирротической НАЖБП прогрессивно возрастает по мере увеличения возраста пациентов. Максимальная распространенность НАЖБП отмечена в возрастной группе 70–80 лет, неалкогольного стеатогепатита — у пациентов 50–60 лет.
По данным многочисленных секционных исследований, у больных СД часто выявлялись признаки фиброза и цирроза печени. Многие авторы считают, что при диабете цирроз печени встречается в 2–3 раза чаще, чем у лиц, не страдающих им [5; 6; 8].