Как показал замер ВЦИОМ в январе 2025 г., студенчество и студенты вызывают у россиян преимущественно позитивные ассоциации. В 24 % случаев речь идет о прекрасной, беззаботной поре, веселой жизни, золотых годах юности и радости. Почти столько же (23 %) набирают новые горизонты развития — возможности, перспективы, будущее и движение вперед. Еще 23 % ответов касаются всего, что связано с образовательным процессом: обучение, институт, сессия, экзамены, общежитие, профессия.
Каждый шестой россиянин при упоминании студентов и студенчества думает о молодом поколении, молодости и юности (18 %), некоторые вспоминают свою студенческую молодость (4 %), думают о детях и внуках (2 %), еще 3 % связывают студенчество с новыми связями, как дружескими, так и любовными. Впрочем, для части наших сограждан студенческая пора несет негативные коннотации: сложный, тяжелый период, страх и бессонные ночи, разочарование и потерянное время, а также низкий уровень образования (13 %).
В общей сложности содержательный ответ на этот вопрос смогли дать 74 %; 11 % признались, что у них нет никаких ассоциаций со студентами и студенчеством, а 15 % затруднились назвать таковые. Однако в целом студенчество в глазах большинства россиян ассоциируется со временем возможностей, перспектив и развития.
Известное выражение гласит, что студенты — народ «вечно голодный», намекая на их пустые карманы. Представления заметно изменились: сегодня 40 % россиян уверены, что материальное положение студентов за последние 15–20 лет стало лучше, это максимум за все время измерений с 2006 г., когда показатель был в 2 раза ниже (2006, 2011 гг. — по 20 %). При этом наибольший оптимизм в этом вопросе (43–46 %) демонстрируют зумеры (2001 г. р. и позднее) и миллениалы (1982–2000 г. р.), то есть те, кто или сам является студентом, или был им недавно.
Одновременно с этим сокращается доля тех, кто, напротив, замечает ухудшение ситуации: с 53 % в 2006 г. до 20 % в текущем замере. Еще 15 % в наши дни считают, что за 15–20 лет ничего не поменялось. Такие данные в целом могут свидетельствовать о реальных изменениях в жизни студентов и о более доступных возможностях для заработка.