Образование не существует само по себе. Это, конечно, было бы идеально, если бы нас с вами оставили в покое и мы бы занимались тем, чем надо. Но по большому счету нам этого не дадут сделать, потому что не будут платить денег. Общество вспоминает, что образование необходимо, что оно выпускает кадры, полезные для работодателя, обучает человека, чтобы он обеспечивал свою семью и т. д. То есть образование формирует человеческий капитал.
Что такое человеческий капитал? Как мы представляем себе это? Молодежь? В общем, да. Человеческий капитал измеряется довольно просто, это же все-таки капитал. Ты вначале вкладываешь в него, а потом получаешь отдачу. Что ты получаешь? Доход. Но я могу получить доход и без всякого образования. Поэтому человеческий капитал, формируемый образованием, — это превышение средней зарплаты после вуза над средней зарплатой человека сразу после школы. Так называемая «образовательная премия» — это самое простое измерение такого капитала.
В нашей стране «премия» после вузов составляет 60 %. Довольно прилично, в большинстве стран она несколько ниже. Кроме, например, Буркина-Фасо, где она по понятным причинам может составлять и 1000 %. Если же мы посмотрим на человеческий капитал, который формирует система техникумов (колледжей), то он меньше 10 %. Человек, который отучился четыре года в колледже, получает преимущество только на 10 % над тем человеком, который просто окончил школу. Это сразу показывает, что система образования в нашей стране имеет большие проблемы и странности. В других странах при получении среднего образования преимущество составляет 20–30 % «премии», но никак не 5–10 %. А программа подготовки рабочих в колледже вообще отрицательная, то есть она дает человеку меньше, чем если бы он вообще нигде не учился, кроме школы.
Так вот, вернемся к трансформации рынка труда, который, собственно, и формирует этот «человеческий капитал». Что нам ожидать? Много раз это повторяли, но я попробовал обобщить.
1. Замещение элементов монотонного умственного труда алгоритмами, цифровыми сервисами. Уже сейчас масса микрофирм, работая с бухгалтерскими программами, не нанимают бухгалтеров. Уже сейчас масса сервисов, которые еще 10 лет назад активно использовали труд девушек в колл-центрах, отошли от этого. Все это делает алгоритм. Про почтальонов я не говорю. Формально они существуют, однако 95 % корреспонденции до нас успешно доходит и без почтальона Печкина. А через 10 лет, с 90-процентной вероятностью по консенсуспрогнозу, к ним прибавятся водители, охранники, технические переводчики и 2 / 3, а я считаю, что и все 3 / 4 продавцов. А ведь сегодня две самые массовые профессии в нашей стране — это водитель персонального автомобиля и продавец: по 7 млн человек, или по 10 % от рынка труда. Представляете себе шок, который мы испытаем? Пусть он будет и несколько растянут во времени. Конечно, это очень серьезный вызов.