По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 620.2(063) DOI:10.33920/igt-01-2508-07

Популяризация растительных белков среди потребителей

Бондаренко А.Р. ФГБОУ ВО «РЭУ им. Г.В. Плеханова», г. Москва, Россия
Жиркова Е.В. ФГБОУ ВО «РЭУ им. Г.В. Плеханова», г. Москва, Россия

В работе проведен анализ стратегий популяризации растительных белков как основы будущего питания, направленных на преодоление потребительских барьеров и интеграцию аналогов пищевой продукции в массовый рынок. В работе изучены ключевые факторы восприятия растительных аналогов мясных продуктов потребителями, проведена оценка технологических методов обработки растительного сырья для улучшения органолептических свойств конечного продукта и проанализированы успешные маркетинговые кейсы. Результаты исследования демонстрируют, что современные технологии позволяют улучшить органолептические свойства растительных белковых ингредиентов, приближая их к животным аналогам, а экологический нарратив повышает лояльность потребителей. Исследование подтверждает, что замена 50% продуктов животного происхождения аналогами растительного происхождения способна предотвратить истощение сельскохозяйственных земель и снизить углеродный след на 31%. Полученные данные обосновывают потенциал растительных белковых ингредиентов как функциональных компонентов рациона питания, способствующие сохранению экосистем и улучшению здоровья потребителей.

Литература:

1. GFI. U.S. retail market insights for the plant-based industry. [Электронный ресурс]. URL: https:// gfi.org/marketresearch/

2. Виктория Шанина. Исследование: более половины россиян одобряют введение растительного мяса в школьный рацион, 2022. [Электронный ресурс]. URL: https://goo.su/mfAi

3. Nielsen I.Q. Pulse on Plant-Based Foods, 2022.

4. Чумакова В.В. Исследование методов улучшения текстуры и вкусовых характеристик растительных альтернатив мясу в общественном питании / В.В. Чумакова, В.А. Вуймин. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 25 (472). — С. 57–59.

5. Kozicka M., Havlík P., Valin H. et al. Feeding climate and biodiversity goals with novel plant-based meat and milk alternatives. Nat Commun 14, 5316 (2023).

6. Электронный ресурс: https://goo.su/enF7

7. Chris Laszlo, Katherine Gullett, Peter Rezk, Nilesh Raut. Beyond Meat: Changing Customer Behaviour in Food Consumption // Harvard Business Publishing, 2020.

1. GFI. U.S. retail market insights for the plant-based industry. [Jelektronnyj resurs]. URL: https://gfi.org/marketresearch/

2. Viktorija Shanina. Issledovanie: bolee poloviny rossijan odobrjajut vvedenie rastitel’nogo mjasa v shkol’nyj racion, 2022. [Jelektronnyj resurs]. URL: https://goo.su/mfAi

3. Nielsen I.Q. Pulse on Plant-Based Foods, 2022.

4. Chumakova V.V. Issledovanie metodov uluchshenija tekstury i vkusovyh harakteristik rastitel’nyh al’ternativ mjasu v obshhestvennom pitanii / V.V. Chumakova, V.A. Vujmin. — Tekst: neposredstvennyj // Molodoj uchenyj. — 2023. — № 25 (472). — S. 57–59.

5. Kozicka M., Havlík P., Valin H. et al. Feeding climate and biodiversity goals with novel plant-based meat and milk alternatives. Nat Commun 14, 5316 (2023).

6. Jelektronnyj resurs: https://goo.su/enF7

7. Chris Laszlo, Katherine Gullett, Peter Rezk, Nilesh Raut. Beyond Meat: Changing Customer Behaviour in Food Consumption // Harvard Business Publishing, 2020.

Дата поступления рукописи в редакцию: 18.07.2025

Дата принятия рукописи в печать: 28.07.2025

Растительные белки становятся ключевым элементом устойчивого рациона питания в условиях глобальных вызовов, таких как изменение климата, рост населения и необходимость снижения нагрузки на экосистемы. Основываясь на данных The Good Food Institute в статье «Plant-based retail market overview» (2023), рынок растительных белковых ингредиентов демонстрирует ежегодный рост на 15–20%, что свидетельствует о повышенном интересе потребителей [1]. Однако проведенные опросы в России показывают, что часть потребителей отказываются включать в рацион питания аналоги мясных продуктов. В числе причин отказа: нецелесообразность (35%) и неуверенность в пользе для организма (35%), также 33% респондентов считают такой продукт «наверняка невкусным». Поэтому массовое внедрение аналогов мясных продуктов на полки российских магазинов, сдерживается недостаточной осведомленностью потребителей, стереотипами о вкусовых и нутритивных свойствах, а также высокой стоимостью продукции [2]. Согласно опросам Nielsen (2021), 42% потребителей отмечают «незнакомый вкус» как основной барьер для перехода на аналоги мясных продуктов, а 35% сомневаются в их нутритивной полноценности. При этом 60% респондентов готовы попробовать аналоги мясных продуктов, если они будут доступны по цене и удобны в использовании [3]. Это также подтверждается проведенным опросом от GFI, где 29% опрошенных не уверены, что продукты из растительных белковых ингредиентов будут вкусным, 21% считают такие продукты очень дорогими [1] (рис.1)

Для улучшения органолептических свойств готового продукта и биодоступности (степени усвояемости) белка, существует ряд современных методов обработки растительного сырья. Например, применение микро- и наноструктурирования позволяет контролировать текстурные характеристики аналогов мясных продуктов. Этот метод включает использование различных технологий, таких как ультразвуковая обработка, экструзия и гидродинамическое разрушение, для формирования заданной структуры продукта. Сочетание различных растительных белковых ингредиентов и их дополнительная модификация позволяют достичь текстурных свойств аналогичных мясной продукции, улучшить сочность и эластичность готового продукта. Введение в рецептуру каррагинана и гуаровой камеди, является одним из методов улучшения текстуры аналогов мясных продуктов. Гидроколлоиды являются природными полимерами, способными образовывать гелеобразующую структуру и улучшать вязкость продуктов. Каррагинан, получаемый из водорослей, обладает структурообразующими свойствами и способен улучшать эластичность готовой продукции. Гуаровая камедь, получаемая из семян гуарового дерева, также характеризуется вязкостью и стабилизирующими свойствами, способствуя улучшению текстуры аналогов мясных продуктов [4]. Экологичность производства продуктов питания из растительных белковых ингредиентов стала ключевым фактором роста индустрии аналогов мясных продуктов. Поскольку опасения по поводу изменения климата и ухудшения состояния окружающей среды продолжают расти, потребители все чаще предпочитают пищевую продукцию, которая соответствуют их ценностям экологичности и ответственного потребления. Для многих выбор аналогов мясных продуктов — это не только забота о здоровье, но и способ уменьшить свое личное воздействие на экологию. Бренды, которые эффективно рассказывают о своей экологической ответственности, имеют все шансы привлечь покупателей, заботящихся об окружающей среде, и завоевать их лояльность на рынке.

Для Цитирования:
Бондаренко А.Р., Жиркова Е.В., Популяризация растительных белков среди потребителей. Товаровед продовольственных товаров. 2025;8.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: