По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 330.88

Понятийное пространство культуры, формализуемое для целей управления развитием в XXI веке. Необходимость смены парадигм

Галуцкий Геннадий Максимович Ассоциация экономики науки и техники в сфере культуры, информации и досуга, Россия, 141008, Московская обл., Мытищи, ул. Терешковой, 16, кв. 69. E-mail: ggaluczkiy@list.ru

Человечество, вступившее в ХХI в., сталкивается с угрозами, порожденными нарушением фундаментальной гармонии между основными подсистемами бытия — экономической, культуротворящей и социализирующей. Статья посвящена обоснованию необходимости смены парадигм, на базе которых в течение ХIХ–ХХ столетий развивалась культура и проводилась культурная политика. Возможности для смены парадигм и отказа от господствующего влияния экономического образа мышления в общественном сознании открываются в процессе формализации культурологии как третьей фундаментальной науки.

Статья поступила в 23.01.2019 г.

Литература:

1. Рейтинг новостей [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.topnews.ru (дата обращения 14.01.2019).

2. Мальтус Т. Опыт о законе народонаселения // Антология экономической классики. — М.: Эконом-ключ, 1993. — 321 с.

3. Швейцер А. Культура и этика. — М.: Прогресс, 1973. — 343 с.

4. Галуцкий Г.М., Федорович А.В. Основы экономических знаний для специалистов социально-культурной сферы. Введение в антропономику. — М., 2017. — 191 с.

5. Запесоцкий А.С. Теория культуры академика В.С. Степина. — СПб.: Изд-во СПбГУ, 2010. — 112 с.

6. Национальная философская энциклопедия [Электронный ресурс]. Режим доступа: www.terme.ru (дата обращения 14.01.2019).

7. Флиер А.Я. В какой мере искусство является частью культуры? // Вопросы культурологии. — 2018. — № 7. — С. 10–17.

8. Фоули Р. Еще один неповторимый вид. Экологические аспекты эволюции человека. — М.: Мир, 1990. — 368 с.

9. Лапшин Н.П. Тайноведение. — М.: Спутник, 2012. — 351 с.

10. Фромм Э. Иметь или быть? — М.: Прогресс, 1990. — 330 с.

11. Галуцкий Г.М. Экономика культуры. Книга 1. Основания экономического поведения человека. — М.: Изд-во МГУКИ, 2014. — 246 с.

12. Доклад Римского клуба — 2018 [Электронный ресурс]. Режим доступа: https:// habr.com/ru/company/philtech/blog/354596/ (дата обращения 14.01.2019).

В сентябре 2016 г. интернет-ресурс [1] объявил: «Канадские экономисты рассчитали дату гибели человечества». В статье утверждалось: «Человечество может погибнуть уже к 2290 году, рассчитали экономисты канадской исследовательской компании BCA. В теории это значит, что у инвесторов меньше резона сберегать деньги и больше — вкладывать в рисковые активы. …В разосланном клиентам обзоре под названием “Риск Судного дня” главный стратег BCA Research Питер Березин, бывший экономист Goldman Sachs, задается нетривиальным для инвестиционного анализа вопросом: может ли наступить конец света и какова вероятность тотальной гибели человеческой цивилизации».

Это не первая страшилка. Человечество ожидало «кончину мира» не один раз. Для психически неуравновешенных индивидов каждый назначенный «судный» день превращался в день самоубийств, для других — в день массовых оргий. Бернард Тюрингенский назначил днем конца мира 7 апреля 992 г. Следующим стал 1000 г., а затем сентябрь 1186 г. В 1524–25 гг. наступило воистину всеобщее помешательство, основанное на ожидании всемирного потопа. Очередной датой погибели Вселенной было назначено 6 января в 1840 г., а чуть позднее парижский священник Пьер Луи, живший в этом году, из своеобразного толкования Апокалипсиса пришел к убеждению, что конец мира последует в 1900 г.

Все апокалиптические прогнозы выводились из мистического толкования Священного Писания, но основывались на оценке духовно-нравственного состояния общества, «погрязшего в грехе и разврате». Особенно мощная волна прогнозов о грядущей катастрофе началась с публикации книги Мальтуса [2], который, будучи священником, ушел от мистики и ссылок на греховность человечества, но опубликовал в 1798 г. рассчитанную ранее предельную численность населения Земли, основываясь на ограниченности ресурсов.

Мы знаем теперь, что ни один мрачный прогноз не подтвердился. Зато реальностью стал цивилизационный рывок ХХ в., который начинался с войн и прошел под знаком противостояния двух глобальных социально-экономических систем — капиталистической и социалистической.

Для Цитирования:
Галуцкий Геннадий Максимович, Понятийное пространство культуры, формализуемое для целей управления развитием в XXI веке. Необходимость смены парадигм. Вопросы культурологии. 2019;3.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: