По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 128 DOI:10.33920/nik-02-2404-05

Понятие «зрелищность» в современной культуре: социальная, коммуникативная, эстетическая составляющая

Морозова Елена Ивановна доцент кафедры искусства Московского гуманитарного университета, 111395, Российская Федерация, Москва, ул. Юности, д. 5, Эл. адрес: eim7@mail.ru

В статье исследуется понятие «зрелищность» как обладающее способностью отражать многие социальные и культурные явления — такие, как виртуализация сознания и геймификация современного человека, его социальная незрелость, неспособность к восприятию сложностей и жизненных проблем. Показано, что это понятие отражает ту симуляционную реальность, в которую ввергает человека современная экранная культура и которой он не может оказать сопротивление. Статья представляет материалы, полезные в рамках дисциплин «Медиа-коммуникация», «Эстетика современного искусства», «Реклама и связи с общественностью».

Литература:

1. Бабанов И.П. Сорокин. Это — моя философия. [Электронный ресурс]. URL: https://proza.ru/2023/01/16/1027 (дата обращения: 12.01.2024).

2. Бодрийяр Ж. Дух терроризма [Текст]; Войны в заливе не было / Жан Бодрийяр; [пер. с фр. А. Качалова]. — М.: РИПОЛ классик, 2016. — 222 с.

3. Кант И. Критика чистого разума Перевод с немецкого Н. Лосского Сверен и отредактирован Ц. Арзаканяном и М. Иткиным Примечания Ц. Арзаканяна © ООО «Издательство «Эксмо», 2015.

4. Костина А.В. Массовая культура как феномен постиндустриального общества. — Изд. 2-е, перераб. и доп. М.: УРСС, 2004. — 350 с.

5. Костина А.В. Соотношение традиционности и творчества как основа социокультурной динамики. — М.: Книжный дом «ЛИБРОКОМ», 2010. — 144 с.

6. Костина А.В. Теоретические проблемы современного культурологического знания: методы, подходы, концепции, понятия : учеб. Пособие. — М.: URSS, 2009. — 284 с

7. Лотман Ю.М. Внутри мыслящих миров : Человек-текст-семиосфера-история / Ю. М. Лотман; [Предисл. В. В. Иванова]; Тартус. ун-т. — Москва : Языки рус. культуры : Кошелев, 1996. — 447 с.

8. Лотман Ю. Культура и взрыв / Ю. М. Лотман. - Москва : Прогресс : Гнозис, 1992. — 270 c.

9. Лотман Ю. Избранные статьи: В 3 т. Таллин, 1992–1993.

10. Лотман Ю. Сотворение Карамзина / Ю. М. Лотман; [Предисл. Б. Егорова]. — Москва : Книга, 1987. — 336 с.

11. Мамардашвили М. Лекции по античной философии. М.: Аграф, 1999. — 320 с.

12. Множество определений, что такое человек // Лингвистический проект maxbord.ru [Электронный ресурс]. URL: https://maxbord.ru/teaching/mnozhestvoopredeleniy-chto-takoe-chelovek (дата обращения: 12.01.2024).

13. Новикова А.А. Семиология Ролана Барта. [Электронный ресурс]. URL: https:// culture.wikireading.ru/hjcOGHW8v6 (дата обращения: 12.01.2024).

14. Сеченов И.Н. Элементы мысли [Текст] / И. М. Сеченов. — Санкт-Петербург : Лениздат, 2014. — 221 с.

15. Сыромятников Н. Симулякр. [Электронный ресурс]. URL: https://proza. ru/2021/08/18/1637 (дата обращения: 12.01.2024).

16. Хисматулина Н.А. Зрелищность и участие: антагонистические категории анализа современных художественных практик. [Текст] / Н. А. Хисматулина // Известия Уральского федерального университета. Сер. 3, Общественные науки. — 2015. — № 2 (140). — С. 162–170.

17. Хренов Н.А. Зрелища в эпоху восстания масс / Н. А. Хренов. — Москва : Наука, 2006. — 646 с.

18. Человек // Азбука веры. [Электронный ресурс]. URL: https://azbyka.ru/ chelovek-sm (дата обращения: 12.01.2024).

19. Bishop C. Participation and Spectacle: Where Are We Now? // Living As Form: Socially Engaged Art From 1991–2011. Cambridge, MA, 2012.

1. Babanov I.P. Sorokin. Eto — moya filosofiya. [Elektronnyy resurs]. URL: https:// proza.ru/2023/01/16/1027 (data obrashcheniya: 12.01.2024).

2. Bodriyyar ZH. Dukh terrorizma [Tekst]; Voyny v zalive ne bylo / Zhan Bodriyyar; [per. s fr. A. Kachalova]. — M.: RIPOL klassik, 2016. — 222 s

3. Kant I. Kritika chistogo razuma Perevod s nemetskogo N. Losskogo Sveren i otredaktirovan TS. Arzakanyanom i M. Itkinym Primechaniya TS. Arzakanyana © OOO «Izdatel'stvo «Eksmo», 2015.

4. Kostina A.V. Massovaya kul'tura kak fenomen postindustrial'nogo obshchestva. — Izd. 2-ye, pererab. i dop. M.: URSS, 2004. — 350 s.

5. Kostina A.V. Sootnosheniye traditsionnosti i tvorchestva kak osnova sotsiokul'turnoy dinamiki. — M.: Knizhnyy dom «LIBROKOM», 2010. — 144 s.

6. Kostina A.V. Teoreticheskiye problemy sovremennogo kul'turologicheskogo znaniya: metody, podkhody, kontseptsii, ponyatiya : ucheb. Posobiye. — M.: URSS, 2009. — 284 s.

7. Lotman YU.M. Vnutri myslyashchikh mirov : Chelovek-tekst-semiosfera-istoriya / YU. M. Lotman; [Predisl. V. V. Ivanova]; Tartus. un-t. — Moskva : YAzyki rus. kul'tury : Koshelev, 1996. — 447 s.

8. Lotman YU. Kul'tura i vzryv / YU. M. Lotman. - Moskva : Progress : Gnozis, 1992. — 270 c.

9. Lotman YU. Izbrannyye stat'i: V 3 t. Tallin, 1992–1993.

10. Lotman YU. Sotvoreniye Karamzina / YU. M. Lotman; [Predisl. B. Yegorova]. — Moskva : Kniga, 1987. — 336 s.

11. Mamardashvili M. Lektsii po antichnoy filosofii. M.: Agraf, 1999. — 320 s.

12. Mnozhestvo opredeleniy, chto takoye chelovek // Lingvisticheskiy proyekt maxbord.ru [Elektronnyy resurs]. URL: https://maxbord.ru/teaching/mnozhestvoopredeleniy-chto-takoe-chelovek (data obrashcheniya: 12.01.2024).

13. Novikova A.A. Semiologiya Rolana Barta. [Elektronnyy resurs]. URL: https:// culture.wikireading.ru/hjcOGHW8v6 (data obrashcheniya: 12.01.2024).

14. Sechenov I.N. Elementy mysli [Tekst] / I. M. Sechenov. — Sankt-Peterburg : Lenizdat, 2014. — 221 s.

15. Syromyatnikov N. Simulyakr. [Elektronnyy resurs]. URL: https://proza. ru/2021/08/18/1637 (data obrashcheniya: 12.01.2024).

16. Khismatulina N.A. Zrelishchnost' i uchastiye: antagonisticheskiye kategorii analiza sovremennykh khudozhestvennykh praktik. [Tekst] / N. A. Khismatulina // Izvestiya Ural'skogo federal'nogo universiteta. Ser. 3, Obshchestvennyye nauki. — 2015. — № 2 (140). — S. 162–170.

17. Khrenov N.A. Zrelishcha v epokhu vosstaniya mass / N. A. Khrenov. — Moskva : Nauka, 2006. — 646 s.

18. Chelovek // Azbuka very. [Elektronnyy resurs]. URL: https://azbyka.ru/cheloveksm (data obrashcheniya: 12.01.2024).

19. Bishop C. Participation and Spectacle: Where Are We Now? // Living As Form: Socially Engaged Art From 1991–2011. Cambridge, MA, 2012.

Согласно интегральной системе социологии П.А. Сорокина, человек — это социальный продукт, сознание которого наполняется социальной культурой, во взаимодействии в социуме. П.А. Сорокин говорил о человеке как об интегральном существе — творческом, мыслящем, не только наблюдателе, но и активном участнике процессов, происходящих во Вселенной, мысли и действия которого, выражаются через зримые образы предметов, через их семиотические значения — систему смыслов, поэтому «кусок дешевой материи на палке», благодаря своему смыслу, выражающемуся посредством зрелищности, превращается в национальный флаг, символ, за который готовы отдать жизни те, кто видит за ним свою страну и свою землю [1]. Это высказывание является ключом к пониманию многих событий, происходящих в современном обществе, искусстве, в которых «зрелищность» выступает главным посредником в акте трансляции смыслов и идей. Анализируя современное искусство, порой трудно разобраться, какие смыслы оно несет — высокую духовность, сложную идею или искусно завуалированную пустоту. Происходит сближение массового и элитарного, высокого и профанного. И разработанная Р. Бартом концепция «смерти Автора» становится для современного искусства необходимостью, может быть единственным выходом на новый этап развития, к новому возрождению культуры и искусства.

«Элитарное» и «профанное», «низовое» и «высокое» — характеристики, которыми пользуются, говоря о массовой и элитарной культуре. С помощью «симулякр»-технологий, происходит сближение этих культур. «Симулякр»-культура через зримые образы проникает в повседневную и праздничную культуру, за счет чего и происходит взаимопроникновение «элитарного» и «профанного». Ж. Бодрийяр, говоря о «симулякре», утверждает, что это знак, который замещает собой вещь, нечто, что не существует в действительности. Венецианский художник Тинторетто использовал подобный художественный прием в своем творчестве еще в XVI веке для передачи смыслов, суть которых известна только ему, а зрителю остается только догадываться, например в картине «Венера и Марс, застигнутые Вулканом». В этой картине мы видим «зеркало» — щит Марса, в котором отражено совсем не то, что мы видим на первом плане картины: на щите, как в зеркале, мы видим крепкого мужчину, а на первом плане — искалеченный, злой старик Вулкан. И здесь семиотические знаки несут смыслы, которые можно понять при условии, если зритель сумеет их заметить, обратить на них внимание и сумеет их «прочитать» — если зритель будет достаточно образован [7; 8; 9].

Для Цитирования:
Морозова Елена Ивановна, Понятие «зрелищность» в современной культуре: социальная, коммуникативная, эстетическая составляющая. Ученый совет. 2024;4.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: