По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 128 DOI:10.33920/nik-02-2311-07

Понятие «зрелищность»: истоки формирования и семантика

Морозова Елена Ивановна доцент кафедры искусства Московского гуманитарного университета, 111395, Российская Федерация, Москва, ул. Юности, д. 5, эл. адрес: eim7@mail.ru

Философская система Рене Декарта «Рассуждение о методе» и ее методология в современное время как нельзя лучше служит для изучения и понимания процессов, происходящих в области современной культуры. Опираясь на ее принципиальные установки, можно вычленить мельчайшие элементы культуры и постараться понять их роль в культурной эволюции. Можно сказать, что антитеза «Мышление — Бытие», та парадигма, в которой создается и развивается современная культура. «Бытие», разглядываемое через призму «мышления» позволяет увидеть ростки зарождающейся новой культуры, сделать прогнозы дальнейшего ее развития, а также скорректировать представления о ранее существующих культурах. Пользуясь методом дедукции Декарта, можно вычленить в культуре как в «субстанции» ее «модусы» - элементарные частицы культуры, такие, как явления, понятия, термины и другое, и проследить их диалектику для того, чтобы понять, как изменяется культура как «субстанция» от изменения ее «модусов». Одно из таких понятий культуры — «зрелищность», содержание которого раскрывается в данной статье.

Литература:

1. Арасс Д. «Взгляд улитки. Описания неочевидного». М.: Ad Marginem Press, 2019. — 160 с.

2. Гегель Г.В.Ф. Лекции по эстетике = Vorlesungen über die Ästhetik : [в 2 т.] / Г.В.Ф. Гегель ; [пер. Б. Г. Столпнера]. — 2-е изд., стер. — Санкт-Петербург : Наука, 2007.

3. Греко-английский словарь // «Проект Персея» (Цифровая библиотека Персея, Университет Тафтса, США, Франция). [Электронный ресурс] — URL: http://www. perseus.tufts.edu/hopper/ (дата обращения: 04.08.2023).

4. Давыдов А.А. «Зрелище» и «Зрелищность»: к прояснению понятий // Нижегородского университета им. Н. И. Лобачевского. Серия: Социальные науки. 2014. №1 (33). [Электронный ресурс] — URL: https://cyberleninka.ru/article/n/zrelische-izrelischnost-k-proyasneniyu-ponyatiy (дата обращения: 04.08.2023).

5. Дебор Ги. Общество спектакля. — М.: АСТ, 2022. — 256 с.

6. Кант И. Критика чистого разума / Пер. с немецкого Н. Лосского. Примеч. Ц. Арзаканяна. — М.: «Издательство «Эксмо», 2015.

7. Коростовцев М.А. Религия древнего Египта [Текст] / М.А. Коростовцев ; АН СССР, Ин-т востоковедения. — Москва : Наука, 1976. — 336 с.

8. Макклауд С. Теория комикса. URL: Скотт Маклауд - Теория комикса (на русском) (blog-house.pro) (дата обращения: 04.08.2023).

9. Словарь древнерусского языка (XI-XIV вв.) / АН СССР, Ин-т рус. яз.; Гл. ред. Р.И. Аванесов. — Москва : Рус. яз., 1988.

10. Хрестоматия по истории Древнего Востока [Текст] / под ред. акад. М.А. Коростовцева, д. и. н. И.С. Кацнельсона, проф. В.И. Кузищина. — Москва : Высшая школа. Часть вторая / [Э.А. Грантовский, Г. Ф. Ильин, А.А. Вигасин, М.В. Крюков]. — Москва : Высшая школа, 1980. — 254 с.

11. Хайдеггер М. Гегель и греки. [Электронный ресурс] — URL: http://bibikhin.ru/ gegel_i_greki?ysclid=lnr6vcxeoc329288208 (дата обращения: 04.08.2023).

12. Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона. — СПб: Брокгауз-Ефрон, 1890–1907.

13. Эпиктет. Беседы Эпиктета / Пер. с древнегреч. и примеч. Г. А. Тароняна; Предисл. Г. А. Кошеленко, Л. П. Маринович; [Рос. акад. наук, Ин-т всеобщ. истории]. — Москва : Науч.-изд. центр «Ладомир», 1997. — 310 с.

1. Arass D. «Vzglyad ulitki. Opisaniya neochevidnogo». M.: Ad Marginem Press, 2019. — 160 s.

2. Gegel' G.V.F. Lektsii po estetike = Vorlesungen über die Ästhetik : [v 2 t.] / G.V.F. Gegel' ; [per. B. G. Stolpnera]. — 2-ye izd., ster. — Sankt-Peterburg : Nauka, 2007.

3. Greko-angliyskiy slovar' // «Proyekt Perseya» (Tsifrovaya biblioteka Perseya, Universitet Taftsa, SSHA, Frantsiya). [Elektronnyy resurs] — URL: http://www.perseus. tufts.edu/hopper/ (data obrashcheniya: 04.08.2023).

4. Davydov A.A. «Zrelishche» i «Zrelishchnost'»: k proyasneniyu ponyatiy // Nizhegorodskogo universiteta im. N. I. Lobachevskogo. Seriya: Sotsial'nyye nauki. 2014. №1 (33). [Elektronnyy resurs] — URL: https://cyberleninka.ru/article/n/zrelische-izrelischnost-k-proyasneniyu-ponyatiy (data obrashcheniya: 04.08.2023).

5. Debor Gi. Obshchestvo spektaklya. — M.: AST, 2022. — 256 s.

6. Kant I. Kritika chistogo razuma / Per. s nemetskogo N. Losskogo. Primech. TS. Arzakanyana. — M.: «Izdatel'stvo «Eksmo», 2015.

7. Korostovtsev M.A. Religiya drevnego Yegipta [Tekst] / M. A. Korostovtsev ; AN SSSR, In-t vostokovedeniya. — Moskva : Nauka, 1976. — 336 s.;

8. Makklaud S. Teoriya komiksa. URL: Skott Maklaud - Teoriya komiksa (na russkom) (blog-house.pro) (data obrashcheniya: 04.08.2023).

9. Slovar' drevnerusskogo yazyka (XI-XIV vv.) / AN SSSR, In-t rus. yaz.; Gl. red. R.I. Avanesov. — Moskva : Rus. yaz., 1988.

10. Khrestomatiya po istorii Drevnego Vostoka [Tekst] / pod red. akad. M.A. Korostovtseva, d. i. n. I. S. Katsnel'sona, prof. V.I. Kuzishchina. — Moskva : Vysshaya shkola. Chast' vtoraya / [E.A. Grantovskiy, G.F. Il'in, A.A. Vigasin, M.V. Kryukov]. — Moskva : Vysshaya shkola, 1980. — 254 s.

11. Khaydegger M. Gegel' i greki. [Elektronnyy resurs] — URL: http://bibikhin.ru/ gegel_i_greki?ysclid=lnr6vcxeoc329288208 (data obrashcheniya: 04.08.2023).

12. Entsiklopedicheskiy slovar' F.A. Brokgauza i I.A. Yefrona. — SPb: Brokgauz-Yefron, 1890–1907.

13. Epiktet. Besedy Epikteta / Per. s drevnegrech. i primech. G. A. Taronyana; Predisl. G.A. Koshelenko, L.P. Marinovich; [Ros. akad. nauk, In-t vseobshch. istorii]. —Moskva : Nauch.-izd. tsentr «Ladomir», 1997. — 310 s.

Что такое «зрелищность» и почему это так важно понимать, именно сейчас — в эпоху современности? Важность этого понятия, его смыслов для современной культуры состоит в том, что «зрелищность» стала «маркером» современной культуры. «Зрелищность» стала непременным «соучастником» современной нам жизни благодаря своим свойствам — яркости, «вызова», экстравагантности, провокационности, «сокрытия», иллюзорности и другим, являющим это понятие как нечто экстраординарное.

«Зрелищность», как философское понятие, достаточно молодо. Интерес к изучению этого феномена и понятия, его обозначающего, возник с середины XX века в связи с процессами, происходящими в обществе: глобализацией, радикализацией понятий «массовое» и «элитарное», технической революцией, достижения которой позволили изучать это явление с помощью междисциплинарного подхода. Понятие «зрелищность» не представлено в специальных словарях: философских, культурологических, искусствоведческих и др., а из философских трудов мыслителей можно узнать об этом явлении сведения достаточно косвенного характера, скорее, как о понятии, сопутствующем понятию «зрелище», или, в смыслах «явленности» «невидимого» (например, «просопон», «алетейя»). Из словарей, поясняющих значения русских слов, можно узнать, что слово «зрелищность» синонимично словам «картинность», «фееричность», «неординарность», «вызов», «эффектность», «визуальность», «драматичность», «ослепительность», «броскость», «выразительность», «яркость», «помпезность», «живописность», «театральность», «способность производить сильное зрительное впечатление» и другим понятиям, отражающим возникающее у «зрителя» чувство изумления, восторга от увиденного им, которое есть диалог с «увиденным», например, фрески в православных храмах. Попадая в православный храм, датируемый XIV–XVII веками, особенно поражаешься, в первую очередь, красотой, яркостью красок, затем стараешься понять — что же изображено перед тобой.

Для нас, людей века современного, оторванных от лона церкви, трудно сразу разобраться, что открывается нашему взору. Людям же прежних веков было понятно, что на иконостасе, на стенах храма красочно, в «образах» написано — «расписано» краткое содержание Библии — Ветхий завет, Новый завет, сцены Апокалипсиса и Страшного суда, жития святых и, иногда даже, лики благодетелей и благостроителей конкретного храма. Прихожане храмов разбирались в сюжетах фресок, понимали сюжетную и содержательную их составляющую. Когда же появилось книгопечатание, появились «писанные» Евангельские истории, как это сейчас называется — «рисованные истории». И таким образом постепенно возникает вид искусства, который сейчас имеет много разных названий, под общим «грифом» comics (с англ. — комиксы): «графические романы» («новеллы»), «стрипы» (короткие комиксы), «рисованная лента» или BD (фр. bande dessinee), «манга» (Япония), «маньхуа» (Китай), «манхва» (Корея). Скотт Макклауд [8], говорит о влиянии комикса на возникновение мультипликации, кино-культуры: «Фильм на пленке — это очень медленный комикс». С появлением интернет-технологий. экранной, компьютерной культуры комиксы «перебрались» в информационно-вычислительную сеть — возникает жанр вебкомикс (онлайн-комикс). СМИ также используют в своих целях этот жанр.

Для Цитирования:
Морозова Елена Ивановна, Понятие «зрелищность»: истоки формирования и семантика. Ученый совет. 2023;11.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: