По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 34.096 DOI:10.33920/nik-01-2109-07

Понятие «театр» в зарубежном законодательстве

Понкин Игорь Владиславович ФГБОУ ВО «Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации», Россия, 119571, Москва, просп. Вернадского, д. 82, стр. 1, Е-mail: i@lenta.ru, ORCID: 0000-0003-4438-6649

Статья посвящена вопросам, связанным с правовым регулированием театров и театральной деятельности. В статье приведена выборка определений понятий «театр» и «театральная деятельность», закрепленных в законах целого ряда зарубежных государств.

Литература:

1. Защита человеческого достоинства верующих: Экспертизы и материалы по делам об оскорблении религиозных чувств и унижении человеческого достоинства верующих христиан / Институт государственно-конфессиональных отношений и права. — М.: Буки Веди, 2017. — 300 с. [Электронный ресурс]. — URL: (дата обращения: 09.10.2020).

2. Кокшенева К.А. Концепт «русская культура» и современные практики культурного наследования. — М.: Институт наследия, 2019. — 472 с.

3. Овчинников Е. Майданутый «Театр» [Электронный ресурс]. — URL: (дата обращения: 09.10.2020).

4. Понкин И.В. Понятие «культура» в законах зарубежных государств // Вопросы культурологии. — 2020. — № 9. — С. 65–73.

5. Понкин И.В. Понятие «музей» в зарубежном законодательстве // Музей. — 2020. — № 8. — С. 36–42.

6. Понкин И.В. Технологии «мягкой силы» как средство дисфункционализации и разрушения государства // Право и образование. — 2014. — № 12. — С. 95–111.

7. Понкин И.В., Михалева Н.А., Кузнецов М.Н. Правовые основы защиты общества от агрессивного давления субверсивной идеологии аморализма / Институт государственно-конфессиональных отношений и права. — М.: Буки Веди, 2016. — 232 с. [Электронный ресурс]. — URL: (дата обращения: 09.10.2020).

8. Путин: Кирилл Серебренников получил из бюджета около миллиарда рублей [Электронный ресурс]. — URL: . — 05.09.2017 (дата обращения: 09.10.2020).

9. Décret № 68-906 du 21 octobre 1968 portant statut de Chaillot-Théâtre national de la danse [Электронный ресурс]. — URL: . (дата обращения: 09.10.2020).

10. Ley de Colombia № 1170 de 07 Diciembre de 2007 “Por medio de la cual se expide la ley de teatro colombiano y se dictan otras disposiciones” [Электронный ресурс]. — URL: (дата обращения: 09.10.2020).

11. Ley de la República Oriental del Uruguay № 19.821 de 11 de setiembre de 2019 “Teatro independiente. Promoción de su desarrollo” [Электронный ресурс]. — URL: (дата обращения: 09.10.2020).

12. Ley Nacional de la República Argentina № 24.800 de 19 Marzo de 1997 “Del Teatro” [Электронный ресурс]. — URL: (дата обращения: 09.10.2020).

13. Lietuvos Respublikos profesionaliojo scenos meno įstatymas № IX-2257, 01.06.2004 [Электронный ресурс]. — URL: (дата обращения: 09.10.2020).

14. Zakon Republike Hrvatske o kazalištima (nasnaziod 01.01.2020) [Электронный ресурс]. — URL: (дата обращения: 09.10.2020).

15. Zákon Slovenskej Republiky № 103/2014 o divadelnejčinnosti a hudobnejčinnosti a o zmene a doplneníniektorýchzákonov (Platnosťod 23.04.2014, účinnosťod 01.07.2015) [Электронный ресурс]. — URL: (дата обращения: 09.10.2020).

16. Zakon Tuzlanskog kantona (Bosna i Hercegovina) o pozorišnojdjelatnosti (05.07.2002) [Электронный ресурс]. — URL: (дата обращения: 09.10.2020).

17. 平成二十四年法律第四十九号劇場、音楽堂等の活性化に関する法律 [Электронный ресурс]. — URL: (дата обращения: 09.10.2020).

18. საქართველოსკანონიპროფესიულითეატრებისშესახებ № 530-IIს (5 აპრილი 2013 წ.) [Электронный ресурс]. — URL: (дата обращения: 09.10.2020).

1. Zashchita chelovecheskogo dostoinstva veruyushchikh: Ekspertizy i materialy po delam ob oskorblenii religioznykh chuvstv i unizhenii chelovecheskogo dostoinstva veruyushchikh khristian / Institut gosudarstvenno-konfessional'nykh otnosheniy i prava. — M.: Buki Vedi, 2017. — 300 s. [Elektronnyy resurs.] URL: . (Data obrashcheniya: 09.10.2020).

2. Koksheneva K.A. Kontsept «russkaya kul'tura» i sovremennyye praktiki kul'turnogo nasledovaniya. — M.: Institut Naslediya, 2019. — 472 s.

3. Ovchinnikov Ye. Maydanutyy «Teatr». [Elektronnyy resurs.] URL: . (Data obrashcheniya: 09.10.2020).

4. Ponkin I.V. Ponyatiye «kul'tura» v zakonakh zarubezhnykh gosudarstv // Voprosy kul'turologii. — 2020. — № 9. — S. 65–73.

5. Ponkin I.V. Ponyatiye «muzey» v zarubezhnom zakonodatel'stve // Muzey. — 2020. — № 8. — S. 36–42.

6. Ponkin I.V. Tekhnologii «myagkoy sily» kak sredstvo disfunktsionalizatsii i razrusheniya gosudarstva // Pravo i obrazovaniye. — 2014. — № 12. — S. 95–111.

7. Ponkin I.V., Mikhaleva N.A., Kuznetsov M.N. Pravovyye osnovy zashchity obshchestva ot agressivnogo davleniya subversivnoy ideologii amoralizma / Institut gosudarstvenno-konfessional'nykh otnosheniy i prava. — M.: Buki Vedi, 2016. — 232 s. [Elektronnyy resurs.] URL: . (Data obrashcheniya: 09.10.2020).

8. Putin: Kirill Serebrennikov poluchil iz byudzheta okolo milliarda rubley. [Elektronnyy resurs.] URL: . — 05.09.2017. (Data obrashcheniya: 09.10.2020).

9. Décret № 68-906 du 21 octobre 1968 portant statut de Chaillot-Théâtre national de la danse. [Elektronnyy resurs.] URL: . (Data obrashcheniya: 09.10.2020).

10. Ley de Colombia № 1170 de 07 Diciembre de 2007 “Por medio de la cual se expide la ley de teatro colombiano y se dictan otras disposiciones”. [Elektronnyy resurs.] URL: . (Data obrashcheniya: 09.10.2020).

11. Ley de la República Oriental del Uruguay № 19.821 de 11 de setiembre de 2019 “Teatro independiente. Promoción de su desarrollo”. [Elektronnyy resurs.] URL: . (Data obrashcheniya: 09.10.2020).

12. Ley Nacional de la República Argentina № 24.800 de 19 Marzo de 1997 “Del Teatro”. [Elektronnyy resurs.] URL: . (Data obrashcheniya: 09.10.2020).

13. Lietuvos Respublikos profesionaliojo scenos meno įstatymas № IX-2257, 01.06.2004. [Elektronnyy resurs.] URL: . (Data obrashcheniya: 09.10.2020).

14. Zakon Republike Hrvatske o kazalištima (nasnaziod 01.01.2020). [Elektronnyy resurs.] URL: . (Data obrashcheniya: 09.10.2020).

15. Zákon Slovenskej Republiky № 103/2014 o divadelnejčinnosti a hudobnejčinnosti a o zmene a doplneníniektorýchzákonov (Platnosťod 23.04.2014, účinnosťod 01.07.2015). [Elektronnyy resurs.] URL: . (Data obrashcheniya: 09.10.2020).

16. Zakon Tuzlanskog kantona (Bosna i Hercegovina) o pozorišnojdjelatnosti (05.07.2002). [Elektronnyy resurs.] URL: . (Data obrashcheniya: 09.10.2020).

17. 平成二十四年法律第四十九号劇場、音楽堂等の活性化に関する法律 // [Elektronnyy resurs.] URL: . (Data obrashcheniya: 09.10.2020).

18. საქართველოსკანონიპროფესიულითეატრებისშესახებ № 530-IIს (5 აპრილი 2013 წ.) // [Elektronnyy resurs.] URL: . (Data obrashcheniya: 09.10.2020).

Статья поступила 13.04.2021

Уголовное дело по проекту «Платформа» и «Седьмой студии», зашкаливающие уровни русофобии целого ряда российских театральных деятелей1, эпатировавшие сведения о том, что Кирилл Серебренников получил около 300 млн руб. из федерального государственного бюджета и еще порядка 700 млн руб. из государственного бюджета Москвы, то есть миллиард рублей2 (читай: на пропаганду сексуальных перверсий3 и прочих субверсивных по отношению к нравственности ксеноморфов4, а ничего иного он не производит; и это на фоне «денег нет, но вы держитесь»), массовый выпуск на сцены откровенно отвратительных постановок типа извращенного «Тангейзера»5, навязывание «искусства душевнобольных»6, превращение сферы театрального искусства в «черную дыру», бесконечно пожирающую колоссальные бюджетные средства при более чем сомнительном ценностном результирующем выходе от этой деятельности, — все это, равно как и многое иное, ставит на повестку дня вопрос о необходимости тотальных аудита, санации, оздоровления сферы театральной деятельности в России.

Но тогда необходимо в принципе обратиться к переосмыслению понятий «театр» (как учреждения культуры) и «театральная деятельность». Понятно, что этого недостаточно для решения вышеуказанных проблем, но начинать следует с этого. И зарубежный опыт правового регулирования театров и театральной деятельности здесь может быть достойным подспорьем.

Тем более что Основы законодательства Российской Федерации о культуре от 09.10.1992 № 3612-1 (ред. от 01.04.2020) не дают дефиниции понятия «театр». Есть, правда, определение в п. 3 Положения о театре в Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства РФ от 25.03.1999 № 329 (ред. от 14.07.2020) «О государственной поддержке театрального искусства в Российской Федерации»: «Под театром понимается организация, основной деятельностью которой является подготовка и показ спектаклей, других публичных представлений и предоставление сопутствующих этому услуг в целях формирования и удовлетворения потребностей населения в сценическом искусстве». Хотя такое определение находит аналоги (в своей краткости и поверхностности) в некоторых зарубежных законах, но тем не менее не может быть признано удовлетворительным. В других зарубежных законах есть и примеры гораздо более детализированного и емкого объяснения понятия театра и его онтологии.

Для Цитирования:
Понкин Игорь Владиславович, Понятие «театр» в зарубежном законодательстве. Вопросы культурологии. 2021;9.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: