Статья поступила 13.04.2021
Уголовное дело по проекту «Платформа» и «Седьмой студии», зашкаливающие уровни русофобии целого ряда российских театральных деятелей1, эпатировавшие сведения о том, что Кирилл Серебренников получил около 300 млн руб. из федерального государственного бюджета и еще порядка 700 млн руб. из государственного бюджета Москвы, то есть миллиард рублей2 (читай: на пропаганду сексуальных перверсий3 и прочих субверсивных по отношению к нравственности ксеноморфов4, а ничего иного он не производит; и это на фоне «денег нет, но вы держитесь»), массовый выпуск на сцены откровенно отвратительных постановок типа извращенного «Тангейзера»5, навязывание «искусства душевнобольных»6, превращение сферы театрального искусства в «черную дыру», бесконечно пожирающую колоссальные бюджетные средства при более чем сомнительном ценностном результирующем выходе от этой деятельности, — все это, равно как и многое иное, ставит на повестку дня вопрос о необходимости тотальных аудита, санации, оздоровления сферы театральной деятельности в России.
Но тогда необходимо в принципе обратиться к переосмыслению понятий «театр» (как учреждения культуры) и «театральная деятельность». Понятно, что этого недостаточно для решения вышеуказанных проблем, но начинать следует с этого. И зарубежный опыт правового регулирования театров и театральной деятельности здесь может быть достойным подспорьем.
Тем более что Основы законодательства Российской Федерации о культуре от 09.10.1992 № 3612-1 (ред. от 01.04.2020) не дают дефиниции понятия «театр». Есть, правда, определение в п. 3 Положения о театре в Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства РФ от 25.03.1999 № 329 (ред. от 14.07.2020) «О государственной поддержке театрального искусства в Российской Федерации»: «Под театром понимается организация, основной деятельностью которой является подготовка и показ спектаклей, других публичных представлений и предоставление сопутствующих этому услуг в целях формирования и удовлетворения потребностей населения в сценическом искусстве». Хотя такое определение находит аналоги (в своей краткости и поверхностности) в некоторых зарубежных законах, но тем не менее не может быть признано удовлетворительным. В других зарубежных законах есть и примеры гораздо более детализированного и емкого объяснения понятия театра и его онтологии.