По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 8113 DOI:10.33920/nik-02-2307-04

Понятие «правда» в контексте общероссийских ценностей

Григорьева Ирина Андреевна помощник директора Института строительства и ЖКХ ГАСИС НИУ «Высшая школа экономики», 109028, Российская Федерация, Москва, Покровский бул., 11, эл. адрес: miriama@yandex.ru, ORCID: 0000-0001-9598-4281

В русской культуре правда и ее поиск всегда занимали важное место. Они были связаны с поиском истины, справедливости и свободы. Правда была одним из главных понятий в России с давних времен. Всеобщая истина, которую не следует скрывать и необходимо говорить всегда. Важно было не только говорить правду, но и жить ей во всем — в действиях, поступках и мыслях. Поиск правды также был одним из основных принципов русской культуры. Это было связано с желанием познать истину о мире и о себе, а также с поиском справедливости в обществе. Автор показывает, что изучение самого понятия «правда» является важным вкладом не только в отечественную аксиологию, но также имеет большое значение для осуществления воспитательных процессов в вузе.

Литература:

1. Чугров С.В. Эпоха постправды как новая реальность / С.В.Чугров // Стратегические коммуникации в цифровую эпоху. Новые технологии: учебное пособие / под ред. Л.С.Сальниковой — М.: Издательский дом «НАУЧНАЯ БИБЛИОТЕКА», 2019. — с. 58.

2. Хруль В.М. (2022). «Постправда» в глобальном контексте: популярность, эвристическая ценность и онтологическая сущность. Коммуникации. Медиа. Дизайн, 7(1), 5–22. извлечено от https://cmd-journal.hse.ru/article/view/14376 — с. 16.

1. Chugrov S.V. Epokha postpravdy kak novaya real'nost' / S.V.Chugrov // Strategicheskiye kommunikatsii v tsifrovuyu epokhu. Novyye tekhnologii: uchebnoye posobiye / pod red. L.S.Sal'nikovoy — M.: Izdatel'skiy dom «NAUCHNAYA BIBLIOTEKA», 2019. — s. 58.

2. Khrul' V.M. (2022). «Postpravda» v global'nom kontekste: populyarnost', evristicheskaya tsennost' i ontologicheskaya sushchnost'. Kommunikatsii. Media. Dizayn, 7(1), 5–22. izvlecheno ot https://cmd-journal.hse.ru/article/view/14376 — s. 16.

Григорьева Ирина Андреевна

ВВЕДЕНИЕ

Русские люди всегда стремились к развитию своей культуры, искусства и науки, чтобы расширить свои знания и глубже понять мир. Однако, понимание правды в русской культуре также было связано с личным мнением и субъективным восприятием: «Каждый человек в правде своей…», «Правда в глазах смотрящего…». Важно отметить, что в русской культуре правда и ее поиск не являются простыми понятиями. Они содержат в себе множество аспектов и подходов, которые могут быть восприняты по-разному. Все это делает понимание правды в русской культуре крайне интересным и многогранным.

За последние 100 лет понимание слова «правда» в русской культуре сильно изменилось.

В царской России понимание правды было связано с религиозными и моральными ценностями. Источником правды считалась Библия и церковные учения. В то же время, власть часто использовала идею правды для укрепления своего авторитета и подавления оппозиции. В 1864 году была создана Главная редакция государственных газет, которая контролировала все государственные издания и ограничивала свободу слова. Первая конституция России, принятая в 1906 году, гарантировала свободу слова и печати, но эти права были ограничены во время Первой мировой войны и революции 1917 года.

В период Советского Союза понятие «правда» было связано с официальной идеологией и использовалась для поддержки государственной политики. В Советском Союзе правду понимали через призму официальной идеологии, которая была контролируема и управляема государством. СМИ, включая газеты, радио и телевидение, были под контролем правительства, и информация, которая передавалась гражданам, была тщательно отфильтрована и отредактирована, чтобы соответствовать линии Партии и государственной политики. При этом, в Советском Союзе была развита система пропаганды, которая использовалась для создания определенного образа мира, создания легитимности правительственного режима и мобилизации общественного мнения на поддержку государства.

Существенные изменения понятия «правда» произошли в 1990-е годы, когда осуществлялась дискредитация советского строя и идеализация досоветской России, а многие факты советской истории преподносились исключительно в негативном ключе.

«ПРАВДА» В РУССКОЙ РЕЛИГИОЗНОЙ ТРАДИЦИИ

Понятие «правда» в русской культуре XX–XXI века является одним из самых сложных и многогранных. С одной стороны, это понятие имеет глубокие корни в русской истории и культуре, а с другой стороны, оно постоянно меняется и развивается в зависимости от социально-политических и культурных изменений.

В русской культуре правда всегда была высоко ценной и уважаемой. Она была символом честности, порядочности и нравственности. Все великие русские писатели, такие как Л.Н. Толстой, Ф.М. Достоевский, А.П. Чехов и другие, посвящали свои произведения борьбе за правду и справедливость. Анна Ахматова выразила свое отношение к правде в стихотворении «Разговор с совестью», где говорится: «Я знаю, что правда — твой путь, / И что ты не знаешь лжи. / Но я не знаю, как тебе жить / В этом коварном мире». Сергей Булгаков считал, что правда — это не только знание, но и духовное осознание которое приводит к преображению человека и общества.

«Правда» была одной из ключевых тем для русских философов XX века. Некоторые из них считали, что истина может быть достигнута только через науку и рациональное мышление, в то время как другие утверждали, что правда существует вне эмпирических наблюдений и может быть открыта только через мистический опыт. Некоторые философы, такие как Михаил Бахтин, доказывали, что правда не является абсолютной и непреложной, а скорее зависит от контекста и точки зрения. В целом, русские философы XX века занимались поиском ответов на вопросы о природе истины, и размышляли о том, как она может быть достигнута.

В.В. Розанов, философ, писатель и общественный деятель, понимал правду как понятие, которое не может быть выражено в языке или логике, а может быть понято только через интуицию. Розанов утверждал, что правда не может быть достигнута через рациональное мышление, а является неким внутренним чувством, которое возникает в человеке в результате его отношений с миром. Он считал, что каждый человек имеет свою индивидуальную правду, которая может быть различна для разных людей и не может быть объективно определена. Розанов также подчеркивал важность эмоциональной и духовной жизни человека, которая помогает ему понять свою индивидуальную правду и связаться с миром.

Для В.И. Вернадского правда — это то, что является объективной истиной и существует независимо от человеческого сознания. Он утверждал, что наука может приблизиться к истине, но никогда не достигнет ее полностью, так как наша познавательная способность ограничена. Вернадский показывал, что правда может быть обнаружена через научное исследование и опыт, и что это является основой для развития науки и технологии.

Русские философы давно обращали внимание на понятие правды и ее значение в жизни человека и общества. Например, Ф.М. Достоевский считал, что правда — это не только знание фактов, но и глубокое понимание мира и человеческой природы. Л.Н. Толстой утверждал, что правда — это нечто абсолютное и всеобъемлющее, которое не может быть ограничено какой-либо конкретной идеологией или верой, но может быть достигнуто только через личный опыт и самопознание.

Для Н. Бердяева правда — это не только знание фактов и соответствие их реальности, но и глубокое осознание духовных ценностей и идей, которые лежат в основе нашего бытия. Философ писал, что истинная правда может быть понята только теми, кто способен подняться на уровень духовности и обрести свободу мысли и духа. Бердяев утверждал, что правда не статична и неоднозначна, она всегда развивается и изменяется в соответствии с развитием общества и культуры.

Н. Лосский считал, что правда — это не только объективное знание о мире, но и субъективный опыт человека. Он утверждал, что мы можем достичь истины не только через научное исследование, но и через религиозный опыт, философское размышление и эстетическое восприятие мира. Мыслитель доказывал, что истина не является абсолютной и неизменной, а зависит от контекста и культурных условий. Он подчеркивал, что поиск истины является постоянным процессом, который требует от нас открытости и готовности изменить свои взгляды.

Таким образом, русские философы относились к понятию правды как к одному из основных принципов жизни и общественного развития. Они считали, что правда не может быть ограничена какой-либо идеологией или верой, и что ее достижение требует личного опыта и духовного осознания. В. Соловьев рассматривал правду как высшее духовное значение, которое превыше всего остального. Он утверждал, что истина не может быть достигнута только через рациональное мышление, но также требует духовной интуиции и опыта. Соловьев считал, что правда — это нечто абсолютное и всеобъемлющее, которое объединяет всех людей. Для И. Ильина правда — это основа морали и человеческой цивилизации, которая не может быть относительной и зависеть от культурных или идеологических различий. Ильин считал, что правда — это не только знание, но и практическое применение ее в жизни. Он призывал к тому, чтобы люди стремились к достижению истины и следовали ее принципам в своей жизни и общественной деятельности.

Как и многие другие мыслители, А. Герцен рассматривал правду как одно из наиболее важных понятий в жизни людей, как то, что должно быть основой нашего мышления и действий, и что только тогда мы можем достичь настоящего прогресса в нашей жизни и в обществе в целом. Герцен писал о том, что правда должна быть основой нашей морали и нашей этики. Он считал, что только тогда мы можем достичь настоящей свободы и справедливости в нашем обществе. Однако Герцен также понимал, что правда может быть очень сложной и многогранной. Он считал, что мы должны постоянно искать правду в нашей жизни и в нашей работе, и что только тогда мы можем достичь настоящего успеха и счастья. В целом, А. Герцен был убежденным сторонником правды и ее значимости для нашей жизни. Он считал, что только тогда мы можем достичь настоящего прогресса и справедливости в нашем обществе.

«ПОСТПРАВДА» КАК ФЕНОМЕН СОВЕРЕМЕННЫХ МАСС-МЕДИА

С развитием интернета и социальных сетей понимание слова «правда» еще больше изменилось. Сейчас люди могут получить информацию из различных источников и сделать собственные выводы, что привело к увеличению количества альтернативных мнений и дезинформации. В то же время, понимание слова «правда» стало более свободным и открытым, и люди могут выражать свои мнения без страха быть осужденными [1]. В целом, понимание слова «правда» стало более сложным и многогранным, и требует критического мышления и анализа информации.

Ученый-философ Гарри Франкфурт в 2005 году опубликовал книгу под названием “On Bullshit” («О ерунде»), где ввел понятие «постправда» (post-truth). Он утверждал, что постправда — это ситуация, когда факты и реальность становятся менее важными, чем убедительность и привлекательность сообщений. То есть, в постправде люди склонны принимать сообщения, опираясь на свои эмоции и личные убеждения, а не на реальность и факты.

В 2016 году был введен термин «постправда» и стал одним из самых обсуждаемых слов года. Он был выбран как слово года в Великобритании и США. Возникновение термина связано с ростом влияния социальных сетей и возможности быстрого распространения информации в интернете. Кроме того, важную роль сыграло усиление политических конфликтов и рост популизма в разных странах мира. Такие явления, как «альтернативные факты» и «ложные новости», стали широко распространяться и влиять на общественное мнение. В такой ситуации появилась необходимость в новом термине, который бы отражал новую реальность. Постправда — это термин, который описывает ситуацию, когда общественное мнение и принятие решений основываются не на фактах и логических аргументах, а на эмоциях, личных убеждениях и мнениях. В постправду часто включаются фейки и ложные новости, которые распространяются в социальных сетях и СМИ. В такой ситуации правда становится относительной и неопределенной, что может привести к негативным последствиям для общества и политической жизни. Понятие постправды имеет негативное влияние на общественную жизнь, так как оно означает не только ложь, но и сознательное искажение фактов. Это может привести к ухудшению качества общественного диалога и принятию неправильных решений на основе неверной информации. Ученые также указывают на необходимость развития критического мышления и медиа-грамотности, чтобы люди могли различать правдивую информацию от ложной.

В настоящее время термин «Постправда» является предметом изучения и российских исследователей.

Оценивая негативные последствия такой деформированной медиасреды, Чугров С.В. выделяет следующие тенденции и возможные риски: утрата смыслов. Под напором потока постправды сознание не в состоянии различать иррациональность и рациональность, смыслы теряются, а человечество перемещается в искривленное пространство искаженных истин; саморазрушение либеральной демократии. Если не найти «противоядие» токсичному процессу распространения постправды, то за этим последует глубокая трансформация реальности и саморазрушение либеральной демократии.

Хруль В.М. в своей статье пишет: «И наука, и религия, и судебная власть, и журналистика по природе своей не намерены капитулировать перед ложью. Но каждое употребление в научном или медийном дискурсе термина постправда в смысле новой информационной реальности, когда правда относительна и не важна, как раз является, на наш взгляд, шагом к капитуляции. А эта капитуляция будет означать системное смещение, аберрацию в глобальном информационном онлайн-пространстве, когда картина мира искажается сущностной подменой понятий и некорректным ее описанием» [2].

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Таким образом, в русской культуре за последние 100 лет понятие «Правды» претерпело сильные изменения. От религиозных и моральных ценностей — до символа свободы слова и выражения личного мнения. Оно связано с историческими корнями и культурными традициями, но в то же время оно постоянно меняется и развивается в зависимости от социальнополитических и культурных изменений.

Правда является одной из основных ценностей в обществе, так как она определяет нашу способность доверять друг другу и нашей среде. Надежность и точность информации, а также ее соответствие действительности — это то, что позволяет нам принимать обоснованные решения и строить эффективные отношения с окружающими людьми. Кроме того, правда является основной составляющей науки, которая стремится к выявлению истины о мире, используя систематический подход и проверку гипотез. Отсутствие правды может привести к ошибочному пониманию мира, неправильным выводам и плохим решениям.

Конфликт интересов. Автор заявляет об отсутствии конфликта интересов.

Финансирование. Статья написана без привлечения финансирования.

Conflict of interests. The authors declares no conflicts of interest.

Financing. The article was written without attracting funding.

Язык статьи:
Действия с выбранными: