«Труд неразрывно связан с личностью его носителя, здоровьем и творческим потенциалом работника», — подчеркивают Лушников А. М. и Лушникова М.В., объясняя причины выделения социальной функции трудового права [1]. Состояние здоровья работника, в ряде случаев сопряженное с особым социальным статусом, предопределяя организацию труда, предоставление особых гарантий, особенности заключения, изменения и прекращения трудового договора, является основанием дифференциации правового регулирования трудовых отношений. Состояние здоровья человека — фактор, который всегда учитывался в правовом регулировании труда, но не любое состояние здоровья требует применения специальных правовых норм, — отмечал Орловский Ю.П., — такое применение зависит от заключения соответствующих медицинских органов [2].
В Трудовом кодексе Российской Федерации (далее — ТК РФ) на медицинское заключение прямо указывается в нормах институтов трудового договора, рабочего времени, охраны труда. Так, оно может быть основанием срочного трудового договора (ст. 59 ТК РФ), перевода на другую работу (ст. 73), отстранения от работы (ст. 76), изменения (установления) режима работы (ст. 93, 94), ограничений к работе в ночное время, к сверхурочной работе, к работе в выходные и нерабочие праздничные дни, при направлении в служебные командировки (ст. 96, 99, 113, 167, 259), прекращении трудового договора (ст. 77, 83, 84 ТК РФ). В соответствии с медицинским заключением беременным женщинам снижаются нормы выработки, нормы обслуживания, либо они переводятся на другую работу (ст. 254 ТК РФ). Медицинское заключение является поводом для ограничений на работу вахтовым методом (ст. 298 ТК РФ), на работу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях (ст. 324 ТК РФ). Перечисление можно продолжить, случаи использования понятия в тексте основного закона в сфере труда многообразны. Однако не меньше случаев, когда наличие медицинского заключения подразумевается, но прямо об этом в ТК РФ ничего не сказано.
В ТК РФ определено, что медицинское заключение должно быть выдано в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Такая формулировка предельно ясна и, казалось бы, исключает сложности в правоприменении, но по факту это не так. В ней использован союз «и», указывающий на обязательность двух условий. Значит, выдача медицинских заключений должна быть предусмотрена не только на уровне федерального закона. Слово «выдано» указывает на документарную форму. Получается, что порядок предполагает двухуровневое регулирование и должен позволять в каждом конкретном случае уяснить цель и предназначение оценки состояния здоровья, а также форму, в которую медицинское заключение должно быть облечено. По логике законодателя, форма может быть только одна — документ с соответствующим наименованием.