Земельный участок принято отождествлять с живой природой и ее составной частью. Однако опыт создания земельных участков, получаемых в результате целенаправленной деятельности человека, насчитывает не одно столетие. Также Земельный кодекс Российской Федерации от 25.10.2001 № 136‑ФЗ (ред. от 31.12.2017) не исключает создания искусственного земельного участка (ИЗУ) и определяет земельный участок как недвижимую вещь, которая представляет собой часть земной поверхности и имеет характеристики, позволяющие определить ее в качестве индивидуально определенной вещи.
До принятия специального закона в законодательстве существовали различные термины, отражающие уже существующее на тот момент правовое явление. Если обратиться к истории, образование новых земельных участков и увеличение прибрежной полосы вследствие намыва грунта и песка известно еще со времен римского права под названием «alluvio» [11], данный процесс предполагает естественный намыв грунта под действием сил природы.
В результате по средствам изменения границ водного объекта происходило приращение нового земельного участка, что послужило причиной создания такого термина, как «намывная территория». Постепенно представление о намыве территории менялось, вследствие чего менялось и понятие данного термина.
Первый термин, описывающий данное явление, был закреплен в Федеральном законе «О морских портах», в соответствии с п. 14 ст. 4 которого ИЗУ признавался земельный участок, созданный в морском порту путем намыва или отсыпки грунта либо использования иных технологий (данный пункт утратил силу в связи с принятием специального закона) [4]. Однако данный закон предусматривал создание искусственно созданных участков только в границах морского порта для осуществления его основных функций. И Федеральный закон № 246‑ФЗ внес в данный закон некоторые поправки и дополнение, в частности запрещающие создание ИЗУ на признанных морских путях, которые имеют значительную роль в международном судоходстве.
До принятия закона множество ученых пытались найти универсальное определение искусственного земельного участка, так как в некоторых судебных актах термины «искусственно созданный земельный участок», «искусственный остров» и «гидротехническое сооружение» не разграничивались, что вносило неясность в определение правового статуса ИЗУ. В свою очередь О.И. Крассов говорит о нецелесообразности использования понятия «искусственный земельный участок», обосновывая свою точку зрения тем, что «земля — как объект природы, не может быть создана вновь» [10].