По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 82.09 DOI:10.33920/nik02-2406-02

Понять жизнь и поступки Гоголя

Розин Вадим Маркович главный научный сотрудник сектора междисциплинарных проблем научно-технического развития Института философии РАН, доктор философских наук, профессор, 109240, Российская Федерация, г. Москва, ул. Гончарная, д.12, стр. 1, Эл. адрес: rozinvm@gmail.com, ORCID: 0000-0002-4025-2734

Перефразируя Мартина Хайдеггера, повторявшего, что «мы все еще не мыслим», можно сказать, что мы все еще плохо понимаем Гоголя. В статье содержится реконструкция творческого облика Н.В. Гоголя, которая выступает в качестве методологического основания анализа личности писателя или ученого. Представлен герменевтический анализ идей книги Алексея Давыдова, вышедшей к юбилею великого русского писателя, а также работы «Болезнь Гоголя» известного русского психиатра и литератора В.Ф. Чижа, которая появилась в самом начале ХХ столетия. Книга А. Давыдова «Душа Гоголя» как будто прямо направлена против психиатрического понимания трагедии нашего великого писателя. Давыдов не отрицает психического заболевания Гоголя, но считает его вторичным, производным от другой более глубокой причины, носящей сугубо социальный, точнее социокультурный характер. Причина эта — социокультурные противоречия (социокультурный раскол), который писатель не мог в себе преодолеть.

Литература:

1. Бахтин М. Эстетика словесного творчества [Текст] : [сб. избр. тр.] / [Прим. С.С. Аверинцева, С.Г. Бочарова]. — Москва : Искусство, 1979. — 423 с.

2. Воропаев В. «Да будет воля твоя». О причинах смерти Гоголя. // По ком звонит колокол [Электронный ресурс]. URL: https://www.mgarsky-monastery.org/kolokol. php?id=1040 (дата обращения: 17.03.2024).

3. Гоголь Н.В. Письмо А.О. Смирновой // Собрание сочинений : В 9 т. / Н. В. Гоголь; [Сост. и коммент. В. А. Воропаева, И. А. Виноградова]. — М. : Рус. кн., 1994. — 21 с. — Т. 9: Письма. Т. 9. — Москва : Рус. кн., 1994. — 779 с.

4. Давыдов А.П. Душа Гоголя : опыт социокультурного анализа / Алексей Давыдов. — Москва : Новый хронограф, 2008. — 262 с.

5. Платон. Собрание сочинений [Текст] : в 4 т. / Платон ; [общ. ред. А. Ф. Лосева и др.; примеч. А. А. Тахо-Годи]. — Москва : Мысль, 1990–1994. — Т. 4 / [пер. с древнегреческого А. Н. Егунова и др.]. — 1994. — 830 с.

6. Дикон Р.А. Производство субъективности // Логос. # 2 (65) 2008. С. 21–64.

7. Чиж В.Ф. Болезнь Н. В. Гоголя [Текст] / В. Чиж. — Москва : Типолитография товарищества И. Н. Кушнерев и Кº, 1904. — [2], 216 с. [Электронный ресурс]. URL: http://gogol-lit.ru/gogol/bio/chizh-bolezn-gogolya/glava-i.htm (дата обращения: 17.03.2024).

8. Чудакова М. Гоголь в ХХ веке. Из наблюдений и предположений // Русская жизнь. — № 6(45), апрель 2009. — С. 71.

9. Щедровицкий Л.П. Сладкая диктатура мысли (Интервью с М.С. Хромченко). 1993. // Вопросы методологии. 1994, № 1–2 (Институт развития имени Г.П. Щедровицкого) [Электронный ресурс]. URL: https://www.fondgp.ru/publications/сладкаядиктатура-мысли/ (дата обращения: 17.03.2024). References

1. Bakhtin M. Aesthetics of verbal creativity [Text]: [collection. fav. tr.] / [Note S.S. Averintseva, S.G. Bocharova]. — Moscow: Art, 1979. — 423 p.

2. Voropaev V. “Thy will be done.” About the causes of Gogol's death. // For whom the bell tolls [Electronic resource]. URL: https://www.mgarsky-monastery.org/kolokol. php?id=1040 (access date: 03/17/2024).

3. Gogol N.V. Letter from A.O. Smirnova // Collected Works: In 9 volumes / N.V. Gogol; [Comp. and comment. V. A. Voropaeva, I. A. Vinogradova]. - M.: Rus. book, 1994. — 21 p. — T. 9: Letters. T. 9. - Moscow: Rus. book, 1994. — 779 p.

4. Davydov A.P. Gogol's soul: experience of sociocultural analysis / Alexey Davydov. — Moscow: New Chronograph, 2008. — 262 p.

5. Plato. Collected Works [Text]: in 4 volumes / Plato; [gen. ed. A. F. Loseva and others; note A. A. Takho-Godi]. — Moscow: Thought, 1990–1994. — T. 4 / [trans. from ancient Greek by A. N. Egunov and others]. — 1994. — 830 p.

6. Deacon R.A. Production of subjectivity // Logos. # 2 (65) 2008. — Pp. 21–64.

7. Chizh V.F. Disease of N.V. Gogol [Text] / V. Chizh. — Moscow: Typolithography of the partnership of I. N. Kushnerev and Co., 1904. — [2], 216 p. [Electronic resource]. URL: http://gogol-lit.ru/gogol/bio/chizh-bolezn-gogolya/glava-i.htm (access date: 03/17/2024).

8. Chudakova M. Gogol in the twentieth century. From observations and assumptions // Russian life. — No. 6(45), April 2009. — P. 71.

9. Shchedrovitsky L.P. Sweet dictatorship of thought (Interview with M.S. Khromchenko). 1993. // Questions of methodology. 1994, No. 1–2 (Development Institute named after G.P. Shchedrovitsky) [Electronic resource]. URL: https://www. fondgp.ru/publications/sweet-dictatorship-thoughts/ (access date: 03/17/2024).

Проблема реконструкции авторской личности занимает многих исследователей. Но важно, что есть писатели, чья личность до сих пор остается загадкой. Таков Н.В. Гоголь, личность которого стремятся реконструировать Алексей Давыдов, который пытается понять Гоголя с помощью социокультурного объяснения, и Владимир Чиж, проводящий такую реконструкцию на основе психиатрии.

«По свидетельству многих диагностов, — пишет Давыдов, — заболевание Гоголя — депрессивный невроз. Но причина этого психического расстройства, я уверен, одна — неспособность разрешить социокультурное противоречие в себе». «Писатель или проповедник? Раскол в душе Гоголя — центральная проблема анализа его творчества». «Гоголь метался между божественным и человеческим, из-за этих метаний и погиб». «Между Гоголем-архаиком и Гоголем-новатором нет диалога. Душа его, вся сущность его раздвоена, расколота между этими полюсами». «Гоголю не удалось преодолеть раскол в своей душе между патриархальными ценностями и смыслом личности» [4, c. 115, 46, 44, 45, 146].

Но что Давыдов понимает под социокультурным противоречием и расколом? Из его книги видно, что он опирается на исследования российских социологов и социальных философов, изучающих Россию, Н. Бердяева, Г.

Федотова, А. Ахиезера, И. Яковенко, А. Пелипенко, И. Кондакова и других, и намечает при этом такую схему. Российская культура и общество исходно противоречивы и расколоты. Содержание противоречий и раскола в том, что сталкиваются и не могут ужиться общинно-самодержавные традиции и демократические реформы, понимание Бога как Отца и как Христа, традиционное общество и гражданское, архаическая община и личность. «В эпоху модернизации, в XVIII–XIX–XX–XXI вв., логика раскола прежняя — это противоречие между традиционной статичной соборно-авторитарной, общинно-самодержавной культурой и устремленной к переменам динамичной творческой, самокритичной личностью» [4, c. 33].

Противоречия и раскол не остаются только в абстрактной сфере идей, они реализуются, живут в литературе и личности отдельных индивидов. В результате и сама личность расщепляется, раскалывается, мечется между противоречиями (это Давыдов называет «инверсией»). «Не способный мыслить инновационно, инверсионный субъект мечется между полюсами, игнорируя промежуточные смыслы» [4, c. 27].

Для Цитирования:
Розин Вадим Маркович, Понять жизнь и поступки Гоголя. Ученый совет. 2024;6.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: