По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

Понять, простить, принять: сетевой этикет нового поколения

Инна Бартош главный редактор сайта RuTrud.com («Рынок труда в России онлайн»), автор книги «Рынок труда: реально востребованные профессии», разработчик и продюсер образовательных проектов (кинокомпания «ПАРАМУЛЬТ»), руководитель платформы самоопределения подростков IZ-i.ru, автор скетчбука для подростков «Я» (дневник самоопределения с заданиями на каждый день можно скачать на dso.navigatum.ru), автор фильма «Кем работают математики»

Сейчас в переписке в Сети появился этикет нового поколения. И мне стало важно понять его логику. Не поворчать! А именно проконсультироваться у носителей, как это работает.

Как принято было писать в прежней логике:

— поздороваться;

— извиниться за неурочное время, или слишком частный канал связи, или иные обстоятельства вторжения в частное психологическое пространство, если они есть;

— представиться;

— объяснить/напомнить, на какую тему ты пишешь;

— если есть что-то в аттачменте, сказать, что ты прикрепляешь это и что там в аттаче;

— поблагодарить;

— попрощаться;

— подписаться.

В новой логике большая часть всего этого редуцирована.

Вот пишет, допустим, ребенок сочинение, с мамой советуется, потом отправляет педагогу. Мама говорит, пиши, мол: «Здравствуйте, Иван Иваныч, это такой-то из такого-то класса, отправляю вам сочинение по такой-то теме, извините, что в последний момент, подпись».

А ребенок морщится и начинает из этой конструкции стирать виньетки.

Вот что за внутреннее ощущение, что так некрасиво, а красиво — не так?

Изначально это явление спровоцировано мессенджерами. Там видно, кто кому пишет, то есть можно не представляться. Там общение — один большой диалог, прощаться вообще не принято практически, «спасибо» в качестве точки просто ставит диалог на паузу.

Но исчезновение из схемы этого «спасибо» мессенджерами уже не объяснишь. Понятно, что есть грань между «новым этикетом» и обыкновенным хамством, святой простотой или отсутствием языкового чутья.

Вот респонденты просят тебя о чем-то, а в ответ на согласие выполнить просьбу пишут: «Ок, ладно». Как будто это ты их уговариваешь, а они соглашаются. Они не «слышат», что в этом звучит снисхождение к тебе, и не «помнят», что надо написать «спасибо».

Мессенджеры, имитирующие быстрый устный разговор, не только дополнили, но и почти вытеснили электронную почту, а вместе с ней и письменную, литературную, сложносочиненную речь. Очистили от избыточности мышление. Прямо догола.

Я сама, кстати, не без греха и постоянно забываю здороваться в мессенджерах.

Однажды я была свидетелем искреннего возмущения фрилансера, задетого поведением клиента. Клиент отказался от сотрудничества сразу после обращения «привет».

Для Цитирования:
Инна Бартош, Понять, простить, принять: сетевой этикет нового поколения. Служба PR. 2022;2.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: