По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 262.4 DOI:10.33920/nik-01-2410-06

Поместный собор в управлении Русской православной церковью и его богословский смысл

Гафуров Ринат Равилевич АНО ВО «Славяно-греко-латинская академия», Россия, 105005, г. Москва, ул. Радио, д. 20, E-mail: grr@vertum.su

Данная статья посвящена институту Поместного собора, который, согласно Уставу Русской православной церкви, является центральным органом управления. Подчеркнем, что Патриарх должен отчитываться перед Поместным собором. Более того, Архиерейский собор имеет право судить Патриарха. Именно в работе Собора выражаются коллегиальность и соборность в принятии церковных и богословских решений. Помимо административного смысла, Поместный собор имеет и богословское семантическое наполнение, поскольку Церковь рассматривается в качестве не только социального института, но и мистического богочеловеческого организма. На Соборе люди могут быть различными в контексте жизненного опыта, каких-то мировоззренческих деталей, но при этом они пребывают в едином духовном пространстве. Центральное место Поместного собора в жизни Церкви полностью соответствует не только административной целесообразности, но и богословской сущности Русской православной церкви.

Литература:

1. Иакинф (Дистевиль), иером. Поместный Собор Российской Православной Церкви 1917–1918 гг. и принцип соборности. — М.: Издательство Крутицкого подворья, Общество любителей церковной истории, 2008. — 150 с.

2. Достоевский Ф.М. Братья Карамазовы // Собрание сочинений в 12 т. Т. 11. — М.: Правда, 1982. — 623 с.

3. Зернов Н.М. Три русских пророка: Хомяков, Достоевский, Соловьев. — М., 1995. — 212 с.

4. Ильин И. Аксиомы религиозного опыта. — М.: АСТ, 2002. — 586 с.

5. Никитин В.А. Основы православной культуры. — М.: Отдел религиозного образования и катехизации Русской православной церкви, 2002. — 486 с.

6. Панищев А.Л. Толерантность в ракурсе соборности русской культуры // Единая российская нация: проблемы формирования ее идентичности: сборник статей участников Всероссийской научно-практической конференции (25–27 октября 2017 г.) / Науч. ред. Е.В. Валеева, С.В. Напалков; отв. ред. С.В. Напалков; Арзамасский филиал ННГУ; Фонд «Русский мир». — Саров: Интерконтакт, 2017. — С. 284–287.

7. Панищев А.Л. Честь как категория права, фундаментальная основа его соблюдения // Успехи современного естествознания. — 2010. — № 1. — С. 14–21.

8. Платон, архим. Православное нравственное богословие. — Свято-Троицкая Сергиева лавра, 1994. — 240 с.

9. Устав Русской Православной Церкви [Электронный ресурс]. — URL: http://www.patriarchia.ru/db/text/133115.html (дата обращения: 28.12.2023).

10. Флоренский П. Столп и утверждение истины: Опыт православной теодицеи / П. Флоренский. — М.: АСТ, 2003. — 640 с.

11. Цыпин В.А. Церковное право [Электронный ресурс]. — URL: https://azbyka.ru/ otechnik/Vladislav_Tsypin/tserkovnoe-pravo/ (дата обращения: 28.12.2023).

1. Hyacinth (Disteville), Hieromonk. The Local Council of the Russian Orthodox Church of 1917–1918 and the Principle of Sobornost. — M.: Publishing House of the Krutitsy Compound, Society of Lovers of Church History, 2008. — 150 p.

2. Dostoevsky F.M. The Brothers Karamazov // Collected Works in 12 Volumes. Vol. 11. — M.: Pravda, 1982. — 623 p.

3. Zernov N.M. Three Russian Prophets: Khomyakov, Dostoevsky, Solovyov. — M., 1995. — 212 p.

4. Ilyin I. Axioms of Religious Experience. — M.: AST, 2002. — 586 p.

5. Nikitin V.A. Fundamentals of Orthodox Culture. — M.: Department of Religious Education and Catechesis of the Russian Orthodox Church, 2002. — 486 p.

6. Panishchev A.L. Tolerance in the Perspective of the Sobornost’ of Russian Culture // The United Russian Nation: Problems of Forming Its Identity: Collection of Articles by Participants of the All-Russian Scientific and Practical Conference (October 25–27, 2017) / scientific ed. E.V. Valeeva, S.V. Napalkov, responsible ed. S.V. Napalkov; Arzamas Branch of UNN; Russian World Foundation. — Sarov: Intercontact, 2017. — P. 284–287.

7. Panishchev A.L. Honor as a Category of Law, the Fundamental Basis for Its Observance // Successes of Modern Natural Science. — 2010. — No. 1. — P. 14–21.

8. Plato Archim. Orthodox Moral Theology. — Holy Trinity Lavra of St. Sergius, 1994. — 240 p.

9. The Charter of the Russian Orthodox Church [Electronic resource]. — URL: http://www.patriarchia.ru/db/text/133115.html (Accessed on 28.12.2023).

10. Florensky P. The Pillar and Ground of Truth: The Experience of Orthodox Theodicy / P. Florensky. — Moscow: AST, 2003. — 640 p.

11. Tsypin V.A. Church Law [Electronic resource]. — URL: https://azbyka.ru/otechnik/Vladislav_Tsypin/tserkovnoe-pravo/ (Accessed on 28.12.2023).

Статья поступила 08.04.2024.

Центральным органом управления и принятия ключевых решений, связанных с жизнью Церкви, является Собор. Именно Поместному собору посвящен седьмой пункт первой главы Устава Русской православной церкви [9. www]. Вне собора немыслима Церковь, суть которой отражает идею Богочеловечества. Целью данной статьи является осмысление феномена Собора не только в административном, но и в теологическом измерении. Здесь мы обратим внимание на то, что само понятие Церкви охватывает и божественную, и человеческую стороны бытия. Это подчеркивает и протоиерей Владислав Цыпин, который анализирует данный термин в различных языковых культурах, где это понятие имеет значение и Дома Господнего, и народного собрания [11. www]. Поэтому и формы церковного устроения должны быть обращены и к Богу, и к человеческому сообществу. Организация Поместного собора стала явлением не просто формальным в смысле управления Церковью, но и сущностным, духовным. «Соборность нельзя смешивать с демократией, несмотря на то что демократические веяния чувствовались на Соборе 1917–1918 гг. ввиду внешнего политического и социального контекста. Соборность заключается в гармоничном сочетании различных даров Духа, в котором последнее слово принадлежит иерархии, действующей не изолированно, а сообща со всеми остальными частями Тела Христова» [1, с. 9–10]. Устав РПЦ в самой своей сущности выражает такую фундаментальную категорию христианства, прописанную в Никео-Цареградском Символе веры, как соборность.

Понятие соборности является производным от древнегреческого слова кафоличность, которое, в свою очередь, с греческого языка на какой-либо другой язык абсолютно дословно перевести не представляется возможным. В русскоязычной культуре в качестве приблизительного аналога этому термину употреблялось понятие «соборность», которое было использовано философом А.С. Хомяковым. В XIX в. для российского общества это слово являлось неологизмом. Хомяков определял соборность как «единство свободное и органическое, живое начало которого есть Божественная благодать взаимной любви» [3, с. 391–392]. В греческом оригинале кафоличность переводится в значении «вселенскость». В смысле вселенскости она может пониматься как экуменическая. Понятие kaqolikos означает также «всеобщий, целостный, всецелостный» [5]. Категория соборности для русской культуры оказалась одним из фундаментальных концептов, нашедшим свое отражение в различных феноменах культуры России. Так, старец Зосима, герой романа Ф.М. Достоевского «Братья Карамазовы», говорит: «Знайте, милые, что каждый единый из нас виновен за всех и за вся на земле несомненно, не только по общей мировой вине, а единолично каждый за всех людей и за всякого человека...» [2, с. 191]. По сути, идея соборности лежит на поверхности и в глубинах русской культуры, что признается рядом исследователей. В Советской России идея соборности трансформировалась в коллективизм. Между этими понятиями есть живая взаимосвязь, однако они не являются синонимичными друг другу.

Для Цитирования:
Гафуров Ринат Равилевич, Поместный собор в управлении Русской православной церковью и его богословский смысл. Вопросы культурологии. 2024;10.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: