По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 629.7.03

Получение водорода и выработка электричества для обеспечения электротяги

Шульга Р. Н. канд. техн. наук, ВЭИ – филиал ФГУП «РФЯЦ – ВНИИТФ им. акад. Е. И. Забабахина», г. Москва

Рассмотрены способы получения зеленого водорода с помощью электролиза воды и стоимостные показатели этого способа с использованием топливных элементов (ТЭ) и высокотемпературных газовых реакторов (ВТГР). Приведены конструкции твердополимерных и твердооксидных ТЭ и области их применения на транспорте. Выполнен анализ использования ТЭ и АБ на железнодорожном транспорте для маневровых локомотивов и грузопассажирских составов. Показано, что сила тяги определяется мощностью локомотива и снижается с ростом скорости и массы состава. В результате мощность тяги 1–2 МВт достаточна для перемещения составов со скоростью 4–5 км/ч. Из-за ограниченной электроемкости АБ и значительной длительности заряда (часы) применение ТЭ с длительностью заряда (минуты) в комбинации с АБ позволяет заменить дизельные локомотивы на электролокомотивы.

Литература:

1. Григорьев С.А., Порембский В.И., Фатов В.Н., Самсонов В.О., Козлов С.И. Получение водорода электролизом воды. – URL:http://www.cuberleninka.ru/.202 2/04/.

2. Радченко Р.В., Мокрушин А.С., Тюльпа В.В. Водород в энергетике // Изд-во Уральского ун-та. – 2014. – 229 с.

3. Шульга Р.Н. Накопление и сохранение электроэнергии // Новости электротехники. – 2021. – № 1 (127). – С. 54–57.

4. Шульга Р.Н. Распределенная генерация с использованием водородной энергетики // Энергоэксперт. – 2021. – № 3 (79). – С. 22–26.

5. Шульга Р.Н. Преобразователи частоты // Электрооборудование: эксплуатация и ремонт. – 2022. – № 1. – С. 3–11.

6. Шульга Р.Н. Силовые полупроводниковые приборы для электроэнергетики // Оперативное управление в электроэнергетике. – 2022. – № 1. – С. 5–13.

7. Шульга Р.Н., Путилова И.В. Мультиагентные системы постоянного тока с использованием ВИЭ и водородных топливных элементов // Альтернативная энергетика и экология (ISJAEE). – 2019. – № 4-6. – С. 65–82.

8. Шульга Р.Н., Петров А.Ю., Путилова И.В. Арктика: Экология и водородная электроэнергетика // Альтернативная энергетика и экология (ISJAEE). – 2019. – № 7-9. – С. 43–61.

9. Водородная тяга. Обзор топовых проектов в сфере подвижного транспорта будущего. – URL:http://www.vgudok.com/.2022/04/

10. Потаева К., Волобуев А., Виноградов И. Водородные локомотивы могут быть дешевле дизельных. – URL:http://www. vedomosti.ru/.2022/04/

Получение водорода для выработки электроэнергии и обеспечение электротяги на транспорте становится все более актуальным и востребованным. Из-за экологических ограничений наиболее приемлемым способом получения водорода является электролиз воды с использованием топливных элементов и высокотемпературных газовых реакторов. В то же время проблема сохранения и транспорта водорода не нашла практического решения из-за его физических свойств и недостаточного развития инфраструктуры. Если применение литиевых аккумуляторных батарей (АБ) на легковом электротранспорте идет опережающими темпами, то для грузового электротранспорта их недостаточная удельная электроемкость (менее 300 Вт∙ч/кг), малый ресурс (менее 5 тыс. час.) и высокая стоимость ограничивают применение. Водородные топливные элементы (ТЭ) имеют в 2–3 раза выше удельную электроемкость, ресурс и несколько меньшую стоимость, поэтому их применение для грузового электротранспорта наиболее востребовано. Однако для бесконтактного железнодорожного транспорта в настоящее время наиболее предпочтительно применение комбинации АБ и ТЭ.

Цель статьи состоит в анализе способов получения зеленого водорода с помощью электролиза воды и оценке стоимостных показателей, а также в анализе конструкций ТЭ и способов их применения на ж/д транспорте. Анализу способов получения водорода посвящены работы [1, 2]. Транспорт и сохранение водорода описаны в [3, 4]. Преобразователям частоты и тяговому электроприводу посвящены работы [5, 6], а их применению в электроэнергетике работы [7, 8], так же, как на транспорте [9, 10].

Многообразные способы получения водорода предполагают:

– из ископаемого сырья (серый), самый дешевый – 1,5 долл./кг;

– из ВИЭ (зеленый), самый дорогой – до 10 долл./кг;

– из дымных газов, а также электролиз воды – 2–3 долл./кг;

– высокотемпературный электролиз от АЭС (желтый) – 2,3–3,5 долл./кг.

В настоящее время самым распространенным способом получения водорода является способ паровой конверсии из природного газа (метана), который дает 75% объемом 205 млрд куб. м, себестоимостью 1,5–3 долл./кг [1]. Остальной объем водорода добывается паровой конверсией угля. Электролиз из воды занимает только 0,1% добычи и составляет 100 тыс. т. Паровая конверсия сопровождается выбросом в атмосферу 830 млн т двуокиси углерода СО2, что загрязняет атмосферу [1, 2].

Для Цитирования:
Шульга Р. Н., Получение водорода и выработка электричества для обеспечения электротяги. Электрооборудование: эксплуатация и ремонт. 2022;5.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: