По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 930:37 DOI:10.33920/nik-04-2401-09

Положительные и отрицательные стороны церковно-приходской школы конца ХIХ — начала ХХ века

Никита Сергеевич Тихонов магистрант, ФГБОУ ВО «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина», Россия, 603000, г. Нижний Новгород, ул. Ульянова, д. 1, E-mail: tns23nn@yandex.ru

Цель исследования рассмотреть развитие церковно-приходской школы периода конца ХIХ — начала ХХ веков и выявить отрицательные и положительные моменты в ее деятельности. В статье рассмотрены причины необходимости создания системы церковно-приходского образования, проанализировано материальное обеспечение данных учебных заведений, проанализирован уровень профессиональной квалификации педагогического состава данных учебных заведений. Научная новизна исследования состоит в том, что в педагогической науке выдвигаются разнообразные варианты построения оптимальной модели воспитания и образования, призванной решить проблемы молодого поколения, поэтому на фоне модернизации образования, о которой говорят политики, общественные деятели и педагоги, актуально обратиться к педагогическому опыту предыдущих лет, проанализировать его и понять, что может быть полезно в сегодняшних реалиях.

Литература:

1. Миронов, Б. Н. Крестьянское движение в России накануне эмансипации как момент истины // Вестник Санкт-Петербургского университета. История. — 2019. — Т. 64. — Вып. 3. — С. 817–842

2. Житенев, Т. Е. Создание «правил о церковно-приходских школах» от 13 июня 1884 года и реформа начальных школ святейшего синода // Вестник волжского университета им В. Н. Татищева. — 2009. — №3. — С. 154–175

3. Геранина, Г. А. Церковно-приходские школы и школы грамоты в период царствования Александра III // Государство. Общество. Церковь: материалы научной конференции. — Владимир, 2020. — С. 136–143

4. Хрестоматия по истории педагогики / Под ред. Каменева, С. А., сост. Желваков, Н. А. — М.: Огиз Гос. учеб.-пед. изд-во, 1936. — 516 с.

5. Житенев, Т. Е. Школы грамоты в Российской империи конца ХIХ-начала ХХ веков // Вестник волжского университета им В. Н. Татищева. — 2017. — № 4. — С. 183–191

6. Житенев, Т. Е. Условия обучения в начальных церковных школах в конце ХIХ-начале ХХ вв. // Вестник волжского университета им В. Н. Татищева. — 2009. — № 1. — С. 246–261

7. Житенев, Т. Е. Церковноприходские школы в России в 1884-1918 г.: дис. ... канд. ист. наук: 07.00.02. – М.: МГУ им. М. В. Ломоносова, 2004. — 301 с.

8. Житенев, Т. Е. Второклассные школы — начальные педагогические учебные заведения Священного Синода на рубеже ХIХ–ХХ веков // Поволжский вестник науки. — 2020. — №1. — С. 42–48

9. Гончаров, М. А., Плохова, М. Г. Церковно-приходские школы и их место в подготовке учителей в России в конце ХIХ — начала ХХ вв. // Вестник православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета. — 2012. — № 2. — С.101–107

10. Аблязов, К. А. Консервативная трансформация российского школьного образования в конце XIX века // Власть. — 2017. — Т. 25. — №11. — С 146–151

1. Mironov, B. N. (2019). Krest’ianskoe dvizhenie v Rossii nakanune emansipatsii kak moment istiny [The peasant movement in Russia on the eve of emancipation as a moment of truth]. Vestnik Sankt-Peterburgskogo universiteta. Istoriia [Bulletin of St. Petersburg University. Story]. Vol. 64, iss. 3, pp. 817–842. (In Russian)

2. Zhitenev, T. E. (2009). Sozdanie “pravil o tserkovno-prikhodskikh shkolakh” ot 13 iiunia 1884 goda i reforma nachal’nykh shkol sviateishego sinoda [Creation of the “rules on parish schools” of June 13, 1884 and the reform of primary schools of the Holy Synod]. Vestnik volzhskogo universiteta im V. N. Tatishcheva [Bulletin of the Volga University named after V. N. Tatishchev]. No. 3, pp. 154–175. (In Russian)

3. Geranina, G. A. (2020). Tserkovno-prikhodskie shkoly i shkoly gramoty v period tsarstvovaniia Aleksandra III [Parish schools and literacy schools during the reign of Alexander III]. Gosudarstvo. Obshchestvo. Tserkov’: materialy nauchnoi konferentsii [State. Society. Church: materials of a scientific conference]. — Vladimir, pp. 136–143. (in Russian)

4. Kameneva, S. A., Zhelvakov, N. A. (1936). Reader on the history of pedagogy. — Moscow: Ogiz State. Educational Teacher Publishing House, 516 p. (In Russian)

5. Zhitenev, T. E. (2017). Shkoly gramoty v Rossiiskoi imperii kontsa XIX — nachala XX vekov [Literacy schools in the Russian Empire at the end of the 19th and beginning of the 20th centuries]. Vestnik volzhskogo universiteta im V. N. Tatishcheva [Bulletin of the Volga University named after V. N. Tatishchev]. No. 4, pp. 183–191. (In Russian)

6. Zhitenev, T. E. (2009). Usloviia obucheniia v nachal’nykh tserkovnykh shkolakh v kontse XIX-nachale XX vv. [Conditions of education in primary church schools at the end of the 19th and beginning of the 20th centuries]. Vestnik volzhskogo universiteta im V. N. Tatishcheva [Bulletin of the Volga University named after V. N. Tatishchev]. No. 1, pp. 246–261. (In Russian)

7. Zhitenev, T. E. (2004). Parish schools in Russia in 1884–1918. — Moscow: Moscow State University named after. M. V. Lomonosov, 301 p. (In Russian)

8. Zhitenev, T. E. (2020). Vtoroklassnye shkoly — nachal’nye pedagogicheskie uchebnye zavedeniia Sviashchennogo Sinoda na rubezhe XIX–XX vekov [Second-grade schools — primary pedagogical educational institutions of the Holy Synod at the turn of the 19th–20th centuries]. Povolzhskii vestnik nauki [Povolzhsky Bulletin of Science]. No. 1, pp. 42–48. (in Russian)

9. Goncharov, M. A., Plokhova, M. G. (2012). Tserkovno-prikhodskie shkoly i ikh mesto v podgotovke uchitelei v Rossii v kontse XIX — nachala XX vv. [Parish schools and their place in teacher training in Russia at the end of the 19th — beginning of the 20th centuries]. Vestnik pravoslavnogo Sviato-Tikhonovskogo gumanitarnogo universiteta [Bulletin of the Orthodox St. Tikhon’s Humanitarian University]. No. 2, pp.101–107. (In Russian)

10. Abliazov, K. A. (2017). Konservativnaia transformatsiia rossiiskogo shkol’nogo obrazovaniia v kontse XIX veka [Conservative transformation of Russian school education at the end of the 19th century]. Vlast [Power]. Vol. 25, no. 11, pp. 146–151. (In Russian)

Дата поступления рукописи в редакцию: 15.12.2023

Дата принятия рукописи в печать: 09.01.2024

Вторая половина ХIХ века отмечается перестройкой общественных отношений. Великие реформы 60–70-х гг. дают толчок новому развитию экономики страны, становлению ее на капиталистический лад, вместе с тем происходит развитие общественно-политической мысли. В эти годы отмечается рост числа революционных объединений и кружков, в которые входила в большинстве своем политически активная молодежь, основными из них были: «Земля и воля», кружок «ишутинцев», «Народная расправа» Нечаева, кружок «чайковцев». Важным событием общественной жизни страны было польское восстание 1863-1864 гг. На всем протяжении 60-70-х годов имели место массовые рабочие и крестьянские выступления. Причем их динамика различна, если в 60-е годы были более активны крестьянские выступления, то в период 1861–1870 гг. их было 3873, т. е. в среднем в год 387, то в 70-е за весь период 1871–1880 гг. было только 343, т. е. в среднем в год 34.

Динамика рабочих выступлений обратна. В 1860-х гг. было зафиксировано 51 выступление рабочих, а уже в 1870-х гг. число стачек возросло до 326 [1], что дало основание и в печати, и в правящих кругах заговорить о появлении «рабочего вопроса». Из рабочих выступлений того периода наиболее значительными, вызвавшими общественный резонанс, были стачки на Невской бумагопрядильне (1870 г.) и на Кренгольмской мануфактуре в Нарве (1872 г.).

В пореформенный период одним из главных направлений общественной мысли становится народничество. Можно сказать, что народничество — это теория некапиталистического развития России, идея перехода к социализму через использование и трансформацию коллективистских традиций докапиталистических институтов (община, артель). В основе ее лежали осознание социализма как всемирно-исторической закономерности и одновременно уверенность в возможности отставших стран усваивать опыт стран развитых, используя соответствующие национальные традиции. На рубеже 60–70-х. годов сложилась доктрина народничества, в разработку которой внесли вклад такие авторы, как М.А. Бакунин, П.Н. Ткачев, П.Л. Лавров, Н.К. Михайловский. Народничество 70-х годов принято характеризовать как революционное, его участники были убеждены, что радикальное решение всех социальных проблем может быть достигнуто революционным путем.

Для Цитирования:
Никита Сергеевич Тихонов, Положительные и отрицательные стороны церковно-приходской школы конца ХIХ — начала ХХ века. Общенаучный журнал. 2024;1.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: