По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 349.22

Положение и уставы о дисциплине труда на транспорте (СССР, 30–е гг. ХХ столетия)

Петров Алексей Яковлевич д-р юрид. наук, профессор НИУ «Высшая школа экономики», Академия труда и социальных отношений, почетный работник высшего профессионального образования РФ, г. Москва

В статье на основе анализа нормативных правовых актов Союза ССР в период с 1930 по 1934 г. рассматриваются актуальные правовые вопросы дисциплины труда на транспорте.

Литература:

1. Официальный интернет-портал правовой информации [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://pravo.gov.ru.

2. Известия НКТ СССР. — 1930. — № 33.

3. Утв. Постановлением ЦИК СССР, СНК СССР от 04.06.1933 № 69/795 // СЗ СССР. 1933. — № 35. Ст. 206.

В начале 30 гг. ХХ столетия в СССР дисциплина труда на транспорте регулируется специальным положением и уставами взамен правил внутреннего распорядка [1].

Так, 3 ноября 1930 г. утверждено Положение о дисциплинарных взысканиях на транспорте [2]. Кроме того, утверждаются уставы на отдельных видах транспорта (железнодорожный, воздушный и водный).

Устав о дисциплине рабочих и служащих железнодорожного транспорта СССР (далее — Устав) [3] закрепил, что трудовая дисциплина на железных дорогах состоит в сознательном и точном исполнении рабочими и служащими своих обязанностей, беспрекословном и быстром выполнении приказов и распоряжений своих начальников.

Трудовая дисциплина, основанная на социалистическом соревновании и ударничестве, имела целью укрепить в каждом работнике железнодорожного транспорта сознательное отношение к труду как «к делу чести, славы, доблести и геройства».

Трудовая дисциплина обязывала каждого работника железнодорожного транспорта:

а) хорошо знать свое дело и постоянно в нем совершенствоваться;

б) точно исполнять возложенные по службе обязанности, проявляя необходимую инициативу;

в) неуклонно соблюдать требования законов, распоряжений и правил, действующих на железнодорожном транспорте;

г) быстро и точно выполнять приказания и распоряжения своих начальников;

д) оберегать государственную собственность: технические средства железнодорожного транспорта (паровозы, вагоны и проч.), оборудование и материалы, а также доверенные ж.-д. транспорту ценности;

е) выполнять нормы выработки, установленные в производстве, а также нормы и измерители работы транспортных средств;

ж) всемерно выполняя обязательства ж.-д. транспорта по отношению к гражданам, пользующимся транспортом, требовать от них безусловного выполнения всех действующих на транспорте правил, сохранения порядка и невмешательства в техническую работу железных дорог;

з) строго хранить вверенную по службе государственную и, в частности, военную тайну.

Для Цитирования:
Петров Алексей Яковлевич, Положение и уставы о дисциплине труда на транспорте (СССР, 30–е гг. ХХ столетия) . Вопросы трудового права. 2020;7.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: