В начале 30 гг. ХХ столетия в СССР дисциплина труда на транспорте регулируется специальным положением и уставами взамен правил внутреннего распорядка [1].
Так, 3 ноября 1930 г. утверждено Положение о дисциплинарных взысканиях на транспорте [2]. Кроме того, утверждаются уставы на отдельных видах транспорта (железнодорожный, воздушный и водный).
Устав о дисциплине рабочих и служащих железнодорожного транспорта СССР (далее — Устав) [3] закрепил, что трудовая дисциплина на железных дорогах состоит в сознательном и точном исполнении рабочими и служащими своих обязанностей, беспрекословном и быстром выполнении приказов и распоряжений своих начальников.
Трудовая дисциплина, основанная на социалистическом соревновании и ударничестве, имела целью укрепить в каждом работнике железнодорожного транспорта сознательное отношение к труду как «к делу чести, славы, доблести и геройства».
Трудовая дисциплина обязывала каждого работника железнодорожного транспорта:
а) хорошо знать свое дело и постоянно в нем совершенствоваться;
б) точно исполнять возложенные по службе обязанности, проявляя необходимую инициативу;
в) неуклонно соблюдать требования законов, распоряжений и правил, действующих на железнодорожном транспорте;
г) быстро и точно выполнять приказания и распоряжения своих начальников;
д) оберегать государственную собственность: технические средства железнодорожного транспорта (паровозы, вагоны и проч.), оборудование и материалы, а также доверенные ж.-д. транспорту ценности;
е) выполнять нормы выработки, установленные в производстве, а также нормы и измерители работы транспортных средств;
ж) всемерно выполняя обязательства ж.-д. транспорта по отношению к гражданам, пользующимся транспортом, требовать от них безусловного выполнения всех действующих на транспорте правил, сохранения порядка и невмешательства в техническую работу железных дорог;
з) строго хранить вверенную по службе государственную и, в частности, военную тайну.