Важнейшей проблемой семейных отношений у коренных народов Приамурья является рост числа детей, остающихся без попечения родителей и проживающих в интернатах и детских домах. Утрата коренным дальневосточным населением своих традиционных религиозно-культурных ценностей вызвала существенный сдвиг в состоянии психического здоровья подростков. Устойчивая многовековая оседлость малочисленных народностей Амура и Крайнего Севера в сочетании с изменившимися социально-бытовыми условиями являются факторами риска для сохранения и укрепления семьи [1, 3, 4, 15]. Исследования, проведенные еще в 2005–2009 гг., выявили определенные различия в состоянии соматической сферы, иммунной системы у детского населения народов Севера [9, 10, 12, 16]. На настоящее время назрела необходимость в детальном изучении особенностей психического здоровья несовершеннолетних коренных жителей Хабаровского края, воспитывающихся в учреждениях соцзащиты, и разработки превентивных программ для улучшения их социальной адаптации во взрослой жизни.
Цель исследований — изучение особенностей психопатологической структуры психических и поведенческих нарушений у воспитанников учреждений интернатского типа на примере национальных административных районов Приамурья Хабаровского края как удаленного региона.
Для решения поставленной цели в 2017–2019 гг. было проведено изучение психической патологии среди несовершеннолетних. Исследование проводилось в КГБУЗ «Краевой клинической психиатрической больнице» МЗ ХК в г. Хабаровске, было обследовано 110 детей коренного малочисленного народа Севера в возрасте от 7 до 14 лет. Обследованы 110 несовершеннолетних (42 девочки, 44% и 68 мальчиков, 56%). Изучение динамики клинических показателей проводилось на возрастных этапах психического развития 7–10 и 11–14 лет. В возрасте от 7 до 10 лет было обследовано 18 девочек (43%) и 27 мальчиков (36%), от 11 до 14 лет — 24 девочка (57%) и 41 мальчик (64%).
Основную группу испытуемых составили воспитанники Краевого государственного казенного учреждения (КГКУ) «Организация, осуществляющая обучение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «Детский дом №36» (г. Охотск) и КГКУ «Детский дом №37» (с. Найхин), обучающиеся по адаптированной основной общеобразовательной программе (АООП) — всего 67 человек. Контрольную группу составили дети, сопоставимые по возрасту и полу с основными группами исследования, проживающие с родителями, обучающиеся по массовой общеобразовательной программе — всего 43 человека. В обеих обследуемых группах количество мальчиков преобладало над количеством девочек как среди детей из школ-интернатов, так и среди детей, проживающих с семьей. Для изучения группы несовершеннолетних применялись клинико-психопатологический, клинико-катамнестический, экспериментально-психологический и статистический методы исследования. Все показатели рассчитывали по общепринятым формулам с использованием компьютерной программы Microsoft Excel (Версия 10) и статистического пакета Statistica 6.0. При статистической обработке результатов определяли М — среднюю арифметическую величину в группе, m — среднюю ошибку среднеарифметической величины. На основании этих показателей из числа наблюдений в группе (n) высчитывали t — коэффициент Стьюдента, а затем определяли p — достоверность различий между средними показателями сравниваемых вариационных рядов. Различия считали достоверными при уровне значимости p < 0,05. Для определения необходимого числа наблюдений и обоснования статистической репрезентативности полученных показателей были использованы общепринятые методы статистического исследования [5]. Преимущественное большинство полученных клинико-эпидемиологических показателей находилось в пределах t = 3 и более (p < 0,001 и p < 0,0001), поэтому в текстовой части и в таблицах диссертации конкретные ошибки по каждому показателю нами не приводятся, кроме тех величин, где ошибки находятся в пределах t < 2, т. е. результат (показатель) является статистически недостоверным для конкретного результата исследования. Для внутригруппового сравнения параметров также использовался параметрический t-критерий Стьюдента. Проверялась достоверность изменения каждого параметра с учетом времени и периодичности течения данных расстройств.