Статья поступила 15.07.2022.
Article received 15.07.2022.
Важным направлением государственной политики в сфере информационной безопасности является предотвращение деструктивного воздействия на объекты критической информационной инфраструктуры (КИИ)1, функционирующие в стратегически важных сферах, таких как здравоохранение, наука, транспорт, связь, энергетика, финансы, ОПК, горнодобывающая, металлургическая и химическая промышленность [2, 71–76].
Субъекты КИИ2 — это организации, работающие в стратегически важных для государства областях.
Объекты КИИ (ОКИИ)3 — информационные системы, информационно-телекоммуникационные сети, автоматизированные системы управления субъектов КИИ, а также сети электросвязи, используемые для организации их взаимодействия.
Потенциальная возможность использования уязвимостей объекта критической информационной инфраструктуры злоумышленниками для нанесения ему ущерба называется риском информационной безопасности4.
К основным рискам ИБ КИИ относятся:
• несанкционированный доступ к конфиденциальной информации (утечка);
• нарушение полноты или доступности (блокировка) информации;
• уничтожение информации;
• нарушение стабильности функционирования информационной системы.
В целях нивелирования указанных рисков на объектах КИИ проводится процедура категорирования, которая закладывает основу для дальнейшей организации работ по обеспечению их безопасности.
Таким образом, значимым объектом критической информационной инфраструктуры (ЗОКИИ) является объект КИИ, который прошел процедуру присвоения одной из категорий значимости и включен в соответствующий реестр.
Категорирование осуществляется на основе ряда критериев значимости в социальной, политической, экономической, экологической и оборонной сферах. Так, социальная значимость объекта КИИ определяется исходя из возможности причинения ущерба жизни и здоровью людей (первая категория 1–5 человек, вторая категория — 50–500 человек, третья — более 500 человек)5.