В современном мире Африка является объектом повышенного внимания со стороны мировых держав, подтверждением чему служит наличие активного соперничества между ними за право установления геостратегического контроля над данным регионом.
Основным игроком в Африке выступает Китай. Интерес КНР к африканскому континенту, на который по разным подсчетам приходится до 40 % разведанных мировых запасов природных ресурсов, объясняется не только ролью ресурсного потенциала континента, но и растущим политическим весом региона на международной арене. Взаимодействие с Африкой на данный момент является частью китайской стратегии нового мирового порядка.
Отправной точкой в развитии современных отношений Китая и государств Африки считается Бандунгская конференция, которая состоялась в апреле 1955 г. в г. Бандунге (Индонезия). В ходе масштабного азиатско-африканского мероприятия впервые прошла встреча китайской стороны в лице премьер-министра Чжоу Эньлай с руководством ряда африканских стран (Эфиопия, Египет, Судан, Ливия, Гана и Либерия). И уже на следующий год, подписав совместное коммюнике, Египет стал первым африканским государством, с которым Китай установил дипломатические отношения.
На сегодняшний день Китайская Народная Республика поддерживает дипломатические отношения с 53 африканскими государствами (лишь Королевство Эсватини «сохраняет верность» Тайваню), при этом руководство КНР неуклонно продолжает наращивать интенсивность политических контактов со своими африканскими коллегами на различных уровнях.
В данном контексте уместно упомянуть высказывание председателя Китая Ху Цзиньтао во время визита в Африку в 2004 г.: «中国是世界上最大 的发展中国家,非洲是发展中国家最 集中的大陆。 中国正与非洲国家一 道,抓住历史机遇,深化全球合作, 促进共同发展。» («Китай — самая большая развивающаяся страна в мире, в то время как Африка — континент, на котором больше всего развивающихся стран. Китай работает совместно с африканскими странами, чтобы не упустить исторический шанс углубить глобальное сотрудничество и способствовать взаимному развитию») [1].