По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

Политический ресурс стратегической коммуникации при реализации внешней политики современного государства

Р. И. Гасан-Заде стажер Дипломатической академии МИД России.E-mail: hasanzada.rufat@gmail.com

К концу ХХ века средства массовой коммуникации приобрели огромное значение в процессах создания разнообразных социальных «моделей», а также в процессах ориентирования и переориентирования общественного мнения и сознания.

Литература:

1. Дегтярев А. А. Политическая власть как регулятивный механизм социального общения — Полис. Полит. Исследования. — 1996. — № 3. — С. 108–120.

2. Пашенцев Е. Н. СК США: проблемы нарастают. // Вестник МГПУ. Серия: исторические науки. — 2012. — No 2 (10). — С. 111–118.

3. Пашенцев Е. Н. Стратегическая коммуникация Китая в Латинской Америке и ее интерпретация в США // Государственное управление. Электронный вестник. — 2013. — № 36. — С. 80–98.

4. Пашенцев Е. Н. Стратегическая коммуникация США: «Имперское перенапряжение сил» // Мир и политика [Электронный ресурс]. URL: http:// ch.bief2015.com / 1317-strategicheskaya-kommunikaciya-ssha-imperskoeperenapryazhenie-sil.html (дата обращения: 11.04.2016 г.).

5. Пашенцев Е. Н. Стратегическая коммуникация США: проблемы нарастают. // Вестник Московского городского педагогического университета. Серия: исторические науки. — 2012. — № 2 (10). — С. 111–118.

6. Розенберг Н. В. Средства массовой коммуникации и их применение в политической деятельности.

7. Федоров А. В. Информационная безопасность в мировом политическом процессе. — М.: МГИМО — Университет, 2006. — С. 7.

8. Шангараев Р. Н. Сетевые технологии дипломатии вовлечения и «стратегической коммуникации» // Миротворческий потенциал молодежи в современном мире 2017. — М: ДА МИД России. — С. 114–120.

9. Шангараев Р. Н., Долаева Ф. К. Информационно-психологические операции США в отношении России // Современные вызовы и угрозы в условиях трансформации международных отношений. Вып. 1 / сост. и отв. ред. Р. Н. Шангараев, Е. И. Ларионова. — М.: Дипломатическая академия МИД России, 2018. — С. 60–65.

10. «Report of the Defense Science Board Task Force on Strategic Communication». Washington,D. C., Sept. 2004; available at http://www.acq.osd.mil / dsb / reports / ADA428770.pdf.

11. Berlo D. K. (1960).The Processof Communication: AnIntroductionto Theoryand Practice. — NewYork: Holt, Rinehartand Winston.

12. Cornish Paul, Lindley — French Julian, Yorke A Claire. Strategic communications and National Strategy. — London. Chatham House Report (The Royal Institute of International Affairs). — 2011. — September. — P. 38.

13. Guerrero-Castro Cristian E. Strategic Communication for Security & National Defense:
Proposal for an Interdisciplinary Approach. // Consortium of Defense Academies and Security Studies Institutes. — 2013. — P. 34.

14. National Framework for Strategic Communication. White House Strategic Communication report to Congress, dated 16 March 2010, released 17 March 2010. Government information Earl Gress Swem Library. — P. 2.

15. Packard V. (1957). The Hidden Persuaders. — NewYork: DavidMcKayCo. — Ch17. P.

16. Quadrennial Defense Review Report. 2010. February. The secretary of Defense. 1000 Defense Pentagon, Washington. — P. 94. (дата обращения: 04.03.2017 г.).

17. Robert W. Grupp. «Strategic Communication» Defined. Posted Jan 24,2013. [Эл. ресурс]. http://www.dtic.mil / doctrine / doctrine / jwfc / sc_hbk10.pdf (дата обращения: 04.03.2017 г.).

18. Shannon C. and Weaver W. (1949). The Mathematical Theoryof Communication. Urbana, IL: University of Illinois Press.

19. U. S. Department of Defense, Office of the Under Secretary for Acquisition, Technology and Logistics.

20. Сурма И. В. Цифровая дипломатия в дискурсе глобальной политики // Вестник МГИМО — Университета. — 2014. — № 6 (39). — С. 53–60.

21. Сурма И. В. Цифровая дипломатия в мировой политике // Государственное управление. Электронный вестник. — 2015. — № 49. — С. 220–249.

Модель информационного влияния, лежащая в основе современной практики Публичной дипломатии и, как следствие, Стратегической коммуникации (СК) стран Запада, зародилась в начале 1950-х гг. профессором Дэвидом Берло в своем научном труде [11] (1960), написанном для курса семинаров, проводимых для Администрации США по основам международного сотрудничества, описана теория коммуникаций1 Клода Шеннона и Варрена Уивера [18], в ней сравнивается человеческая взаимосвязь с передачей сообщений через систему телефонных коммуникаций.

Д. Берло использовал рассматриваемую модель напрямую к человеческому общению, которое свое начало от источника, который обладает «информацией, идеей, потребностью, намерением и целью», затем они формулируются в Message (сообщение) и отправляются через различные каналы связи. Целью сообщения является оказание воздействия на получателя, для того чтобы он мог воспринять информацию так же, как источник, для убеждения его в необходимости изменения своей точки зрения, либо для оказания на него определенного воздействия.

Изначально представленная модель может показаться неясной и неверной, но все же она является одним из ярких примеров мышления того времени, а также показывает, каким образом зарождалась стратегическая коммуникация. В работе Венса Паккарда «Тайные манипуляторы» акцентируется внимание на том, что лишь в начале 60-х гг. прошлого века методики социальной науки начали оказывать определенное воздействие на идеи политического общения. По мнению известного республиканца из США Л. Холлом (1956 г.), политическая коммуникация работает сродни успешной рекламе: «Вы продаете своих кандидатов и свои программы аналогично случаю, когда бизнес продает свои товары» [15]. В других научных статьях и исследовательских работах того времени по вопросам коммуникаций выражались схожие идеи, и модель информационного воздействия продолжает совершенствовать работу СК и в настоящее время.

Важнейшей тенденцией развития XXI века, бесспорно, является глобализация, а основной элемент процесса глобализации это распространение новых технологий, которые позволяют развивать всемирную информационную среду. Осуществляется процесс интенсивного внедрения новых информационных технологий во все сферы человеческой деятельности, в том числе и в политическую среду, информационные системы различных стран интегрируются в единую общемировую информационную систему, создается единое информационное пространство, образуются глобальные информационно-телекоммуникационные сети. С развитием информационных технологий кардинально меняются принципы и методики осуществления коммерческой деятельности, управления, образования, такого рода развитие стало основой международных отношений и «революцией в военном деле» [7]. Использование информации для оказания воздействия на развитие конфликтной ситуации заняло место ключевого направления деятельности Министерства обороны США в XXI веке. Военные эксперты прекрасно осознавали, что при обеспечении грамотной работы с интернет-системами, СМИ и иными информационными источниками представляется возможным одержать победу практически в любом силовом противоборстве, и, скорее всего, рассматриваемый метод можно назвать наиболее современным, так как происходит стремительная информатизация общества.

Для Цитирования:
Р. И. Гасан-Заде, Политический ресурс стратегической коммуникации при реализации внешней политики современного государства. Дипломатическая служба. 2018;1.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: