Модель информационного влияния, лежащая в основе современной практики Публичной дипломатии и, как следствие, Стратегической коммуникации (СК) стран Запада, зародилась в начале 1950-х гг. профессором Дэвидом Берло в своем научном труде [11] (1960), написанном для курса семинаров, проводимых для Администрации США по основам международного сотрудничества, описана теория коммуникаций1 Клода Шеннона и Варрена Уивера [18], в ней сравнивается человеческая взаимосвязь с передачей сообщений через систему телефонных коммуникаций.
Д. Берло использовал рассматриваемую модель напрямую к человеческому общению, которое свое начало от источника, который обладает «информацией, идеей, потребностью, намерением и целью», затем они формулируются в Message (сообщение) и отправляются через различные каналы связи. Целью сообщения является оказание воздействия на получателя, для того чтобы он мог воспринять информацию так же, как источник, для убеждения его в необходимости изменения своей точки зрения, либо для оказания на него определенного воздействия.
Изначально представленная модель может показаться неясной и неверной, но все же она является одним из ярких примеров мышления того времени, а также показывает, каким образом зарождалась стратегическая коммуникация. В работе Венса Паккарда «Тайные манипуляторы» акцентируется внимание на том, что лишь в начале 60-х гг. прошлого века методики социальной науки начали оказывать определенное воздействие на идеи политического общения. По мнению известного республиканца из США Л. Холлом (1956 г.), политическая коммуникация работает сродни успешной рекламе: «Вы продаете своих кандидатов и свои программы аналогично случаю, когда бизнес продает свои товары» [15]. В других научных статьях и исследовательских работах того времени по вопросам коммуникаций выражались схожие идеи, и модель информационного воздействия продолжает совершенствовать работу СК и в настоящее время.
Важнейшей тенденцией развития XXI века, бесспорно, является глобализация, а основной элемент процесса глобализации это распространение новых технологий, которые позволяют развивать всемирную информационную среду. Осуществляется процесс интенсивного внедрения новых информационных технологий во все сферы человеческой деятельности, в том числе и в политическую среду, информационные системы различных стран интегрируются в единую общемировую информационную систему, создается единое информационное пространство, образуются глобальные информационно-телекоммуникационные сети. С развитием информационных технологий кардинально меняются принципы и методики осуществления коммерческой деятельности, управления, образования, такого рода развитие стало основой международных отношений и «революцией в военном деле» [7]. Использование информации для оказания воздействия на развитие конфликтной ситуации заняло место ключевого направления деятельности Министерства обороны США в XXI веке. Военные эксперты прекрасно осознавали, что при обеспечении грамотной работы с интернет-системами, СМИ и иными информационными источниками представляется возможным одержать победу практически в любом силовом противоборстве, и, скорее всего, рассматриваемый метод можно назвать наиболее современным, так как происходит стремительная информатизация общества.