Российское общество претерпевает очередной раз серьезные информационно-технологические трансформации. В середине 90-х годов (1995) первым российским законом «Об информации» было закреплено понятие «информатизация». Им обозначался «организованный социально-экономический и научно-технический процесс создания оптимальных условий для удовлетворения информационных потребностей и реализации прав граждан, органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций, общественных объединений на основе формирования и использования информационных ресурсов».
Содержание Закона об информации отражало закрепление правового регулирования по 3-м основным направлениям: информационные ресурсы (государственные информационные ресурсы) и пользование ими; информационные технологии и средства их обеспечения и вопросы защиты информации прав субъектов, участвующих в информационных процессах.
Спустя более чем 20 лет, в 2017 году политический процесс России тесно связали с реализацией идеи «цифровой экономики» в стране.
И, в этой связи, можно справедливо согласиться с высказыванием известного швейцарского экономиста, основателя международного экономического форума в Давосе (Швейцария), Г. Шварца, что «все новые достижения имеют одну общую особенность: они эффективно используют всепроникающую силу цифровых и информационных технологий» [5; с.17].
Более того, в материалах Давосского экономического форума 2016 года сказано, что «человечество с каждым днем становится дальше от аналогового мира, и все ближе к цифровому. Переломным этапом в новой эре IT-технологий следует считать 2015 год. Тогда было сформулировано основное предназначение технологий в экономике — умение собирать и анализировать информацию с помощью техники [5; с. 8], несмотря на то, что сам же термин «цифровая экономика» появился в 1995 году и был связан, конечно же, с интенсивным развитием информационно-коммуникационных технологий.
Очевидно, что именно интернет и мобильные коммуникации, их развитие являются «базовыми технологиями цифровой экономики»1 . Но, в итоге, эти процессы повлияли на все секторы экономики и социальной деятельности, в том числе: производство, здравоохранение, образование, финансовые услуги, транспорт, сферу трудовых отношений, государственное управление, деятельность правительств и т. д.