По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 321

Политический курс на цифровизацию экономики России как фактор социальных изменений в обществе

А. А. Крылов аспирант кафедры политологии и государственной политики Среднерусского института Управления, Орловский филиал РАНХиГС, г. Орел

В настоящей статье речь идет о принятом в 2016 году Российской Федерацией политическом курсе на «цифровизацию» экономики и общества. Выдвинуто предположение о том, что переход от информационного общества к цифровому сулит еще большие блага, но и издержки одновременно, к которым должно быть готово как само общество, так и государство в лице правительства, органов государственной власти и управления. Очевидно, что очередной модернизации подлежат формы и методы взаимодействия власти и общества.

Литература:

1. О Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017—2030 годы. Официальный интернет-портал правовой информации. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://pravo.gov.ru/ news/2017.05/news_0105.html. (дата обращения: 22.06.2017).

2. Стратегия развития отрасли информационных технологий в Российской Федерации на 2014—2020 годы и на перспективу до 2025 года.

3. Федеральный закон от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» // http://www.consultant. ru/document/cons_doc_LAW_5887/.

4. Доклад о мировом развитии «Цифровые дивиденды», doi: 10.1596/978-1-4648-0671-1. А. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://openknowledge.worldbank.org. (дата обращения: 22.10.2017).

5. Калиш Я. В. Информационная политика ЕАЭС — цифровое настоящее и будущее // Власть. — № 10. — 2017 — С. 67.

6. Прасолов В. В. Цифровая экономика как ответ на вызовы ХХI века [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://scipress.ru/economy/article/ cifrovaya-ekonomika-kak-otvet-na-vyzovy-xxi-veka.

7. Розина И. Н. Цифровая революция в России: попытка исторического и терминологического анализа // ОТО. — 2012. — № 2. URL: http://cyberleninka. ru/article/n/tsifrovaya-revolyutsiya-v-rossii-popytka-istoricheskogo-iterminologicheskogo-analiza (дата обращения: 01.12.2017).

8. Шваб К. Четвертая промышленная революция / К. Шваб. —М.: «Эксмо», 2016. — (Top Business Awards).

9. Executive Summary «The Future of Jobs Employment, Skills and Workforce Strategy for the Fourth Industrial Revolution». The World Economic Forum — January 2016 — http: www.weforum.org.

Российское общество претерпевает очередной раз серьезные информационно-технологические трансформации. В середине 90-х годов (1995) первым российским законом «Об информации» было закреплено понятие «информатизация». Им обозначался «организованный социально-экономический и научно-технический процесс создания оптимальных условий для удовлетворения информационных потребностей и реализации прав граждан, органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций, общественных объединений на основе формирования и использования информационных ресурсов».

Содержание Закона об информации отражало закрепление правового регулирования по 3-м основным направлениям: информационные ресурсы (государственные информационные ресурсы) и пользование ими; информационные технологии и средства их обеспечения и вопросы защиты информации прав субъектов, участвующих в информационных процессах.

Спустя более чем 20 лет, в 2017 году политический процесс России тесно связали с реализацией идеи «цифровой экономики» в стране.

И, в этой связи, можно справедливо согласиться с высказыванием известного швейцарского экономиста, основателя международного экономического форума в Давосе (Швейцария), Г. Шварца, что «все новые достижения имеют одну общую особенность: они эффективно используют всепроникающую силу цифровых и информационных технологий» [5; с.17].

Более того, в материалах Давосского экономического форума 2016 года сказано, что «человечество с каждым днем становится дальше от аналогового мира, и все ближе к цифровому. Переломным этапом в новой эре IT-технологий следует считать 2015 год. Тогда было сформулировано основное предназначение технологий в экономике — умение собирать и анализировать информацию с помощью техники [5; с. 8], несмотря на то, что сам же термин «цифровая экономика» появился в 1995 году и был связан, конечно же, с интенсивным развитием информационно-коммуникационных технологий.

Очевидно, что именно интернет и мобильные коммуникации, их развитие являются «базовыми технологиями цифровой экономики»1 . Но, в итоге, эти процессы повлияли на все секторы экономики и социальной деятельности, в том числе: производство, здравоохранение, образование, финансовые услуги, транспорт, сферу трудовых отношений, государственное управление, деятельность правительств и т. д.

Для Цитирования:
А. А. Крылов, Политический курс на цифровизацию экономики России как фактор социальных изменений в обществе. Социальная политика и социальное партнерство. 2017;11.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: