Человеческий потенциал представляет собой совокупность культурных, интеллектуальных, инновационных, биосоциальных свойств, способностей и ресурсов отдельной личности, социальной группы или общества в целом, которые у них уже сформированы или формируются, но еще не реализованы [5]. Человеческий потенциал — система, состоящая из таких элементов, как культурно-ценностный, интеллектуальный, инновационный, биосоциальный потенциал [4]. Культурно-ценностный потенциал — совокупность потенциальных возможностей в области человеческой деятельности, связанных с самовыражением человека, проявлением им субъективности характера, ценностных ориентаций, компетентностей, навыков, умений и знаний, умение соответствовать культурным, социальным и политическим образцам или изменять их. Данный потенциал, если он реализуется в полной мере, создает развитую личностную ответственность, способность к созданию, трансляции и воспроизводству, изменению культурных, социальных и политических норм, представлений, образцов. В системе человеческого потенциала культурно-ценностный потенциал отвечает за функцию целеполагания (выбор терминальных ценностей, создание ценностных эталонов) и способы целедостижения (то есть выбор инструментальных ценностей) [4].
Одним из важнейших свойств культурно-ценностного потенциала является его способность выступать в качестве источника социокультурных изменений, а также зависимость факторов его формирования от одобрения обществом тех или иных путей его развития и реализации. Основой таких условий выступают готовность и способность общества (особенно его наиболее новационной части — молодежи [6]) принимать или не принимать те или иные социальные, культурные, политические изменения.
По нашему мнению, одним из важнейших источников формирования культурно-ценностного потенциала является процесс политической социализации, то есть процесс усвоения молодежью политической культуры, норм и эталонов политического поведения в данном обществе, результатом которого является включение молодого человека в политическую систему [3]. Нарушение же процесса политической социализации ведет к тому, что культурно-ценностный потенциал окажется нераскрытым, что, в свою очередь, ведет к невозможности молодежи выступать в качестве политического и социального субъекта. Отметим, что исследователи в области политической социализации молодежи, как правило, подразделяют ее на несколько этапов, каждый из которых преследует свои цели, связанные с определенной моделью усвоения норм, ценностей и поведения или определенным сегментом политической культуры.